Нефтехимия и жизнь
Судя по всему, противостояние "Газпрома" и "Роснефти" и их кремлевских патронов, открыто проявившееся в 2004 году во время попыток слияния этих компаний, продолжается.
Еще в 2003 году могущественная тогда бизнес-группировка Межпромбанка, патронируемая кремлевскими силовиками, попыталась взять эти активы под контроль и была весьма близка к цели. Выдвинутый ею кандидат в президенты Башкирии успешно конкурировал в предвыборной гонке с действующим президентом республики Муртазой Рахимовым, а в ходе самой этой гонки был задействован традиционный силовой ресурс - прокуратура, ФСБ и т.д. Однако та операция не получила завершения: после личной встречи у президента Владимира Путина г-н Рахимов остался во главе республики. А клан Рахимовых, контролировавший башкирский нефтекомплекс, как говорят, согласился допустить на местный рынок "неместные" компании.
Вчера стало известно, что Следственный комитет (СК) МВД в конце июля возбудил уголовное дело и начал предварительное расследование в отношении руководства сейчас уже ликвидированной компании "Башнефтехим". Как сообщили "Времени новостей" в СК, по версии следствия, руководство "Башнефтехима" в 2000 году, используя подложные документы, похитило у некой компании "Филайн Лимитед" ее акции на сумму более 26 млн долл. Как говорит источник, близкий к следствию, схема мошенничества заключалась в подделке подписей и учредительских документов "Филайн Лимитед". Но кто именно из руководства "Башнефтехима" подозревается в афере, следствие не разглашает. Источник также сказал, что уже в ближайшее время подозреваемым будут предъявлены обвинения по ст. 159-4 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). По его словам, инициатором возбуждения уголовного дела являлось руководство "Филайн Лимитед".
Эксперты в Башкирии считают, что это уголовное дело - камень в огород Виктора Ганцева, в 2000 году возглавлявшего "Башнефтехим". Сейчас г-н Ганцев, как считается, контролирует нефтепереработку в республике и является правой рукой Урала Рахимова (сына президента Муртазы Рахимова), которому де-факто подконтролен весь топливно-энергетический комплекс Башкирии.
Понятно, что крупнейшие нефтегазовые компании страны могут получить башкирский ТЭК только в том случае, если его согласится продать (или отдать) г-н Рахимов-младший. Местные наблюдатели практически не сомневаются, что за "наездом" на "Башнефтехим" вновь стоят кремлевские силовики, поддерживающие на сей раз амбиции "Роснефти".
В конце прошлого года на российском нефтяном рынке стала распространяться информация о том, что "Роснефть" действительно интересуется башкирскими нефтеперерабатывающими предприятиями. Как известно, после покупки "Юганскнефтегаза" ей стало не хватать мощностей по переработке сырья, и она принялась искать все возможные варианты решения проблемы. На пресс-конференции в рамках саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге президент "Роснефти" Сергей Богданчиков, отвечая на прямой вопрос об интересе к приобретению башкирских НПЗ, заявил, что надеется в ходе банкротства ЮКОСа получить 4,5 млрд долл. и потратить их на покупку перерабатывающих мощностей в России: "Можно купить какие-то из заводов ЮКОСа. Они плохие, никто в них деньги не инвестировал, в прошлом году на них было значительное количество аварий. Далее. Башкирские заводы. Смотрятся гораздо лучше. Но у них есть собственники, с которыми мы пока не ведем прямых переговоров, но для нас они представляют интерес... Изучаем башкирские заводы, можем произучать абсолютно бесполезно, можем получить ответ: "Не продается". Смотрим заводы ЮКОСа. Они могут быть выставлены на продажу, а может, все пойдет другим путем - мировое соглашение (с кредиторами. - Ред.) и так далее, тогда этих активов тоже не будет на рынке".
Однако, как сообщил "Времени новостей" источник, близкий к башкирской компании, на прошлой неделе Башкирию посетили топ-менеджеры "Газпрома" (в составе делегации первого вице-премьера Дмитрия Медведева), которые провели переговоры с властями республики по развитию нефтехимического комплекса. И, по утверждению источника, "достигла положительных результатов" (каких именно - он уточнять не стал). Поэтому теперь, считает он, недовольная таким развитием событий "Роснефть" ищет свои подходы к башкирским заводам. Ни в "Газпроме", ни в "Роснефти" ситуацию не комментируют.
Примечательно, что в нескольких предприятиях башкирского ТЭК блокирующим акционером является АФК "Система", которая собиралась построить на их базе вертикально интегрированный холдинг. Однако эти планы до сих пор не реализованы, более того, "Системе" не удалось даже ввести своих представителей в советы директоров. В итоге компания отдала пакеты акций в залог по кредиту Внешторгбанка, параметры которого не разглашаются, и теперь не может их перепродать.
Вообще структура собственности башкирских энергетических предприятий выглядит достаточно запутанной. В 1993 году была создана Башкирская нефтехимическая компания ("Башнефтехим") для управления госпакетами акций нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятий на территории Республики Башкортостан. На ее баланс было переведено 74,9% акций Уфимского НПЗ, 85,4% акций Ново-Уфимского НПЗ, 60,6% акций "Уфанефтехима", 71,8% акций "Уфаоргсинтеза" и 57,4% акций "Башкирнефтепродукта". С 2001 года должность председателя совета директоров "Башнефтехима" занимал Урал Рахимов. В 1999 году минимущество Башкирии внесло 93,4% акций "Башнефтехима" вместе с 63,7% акций "Башнефти" и 32% акций "Башкирэнерго" в Башкирскую топливную компанию (БТК).
В апреле 2003 года, в преддверии выборов главы республики, опасаясь возможной смены власти, отец и сын Рахимовы придумали схему вывода активов из-под контроля государства: предприятия ТЭК учредили фонд ООО "Башкирский капитал", на баланс которого были переведены их госпакеты. Получилось перекрестное владение, позволяющее Уралу Рахимову получить контроль над ООО "Башкирский капитал". А компания "Башнефтехим" за ненадобностью была ликвидирована министерством имущественных отношений Башкирии.