"Газпром" выжил лорда Брауна
В ближайшее время "Газпром" может войти в состав акционеров российско-британского холдинга ТНК-ВР. По информации газеты The New York Times, такой точки зрения придерживается большинство западных экспертов.
Косвенным подтверждением такого развития событий эксперты считают досрочную отставку главы ВР лорда Джона Брауна, ведь создание совместного предприятия c российской компанией ТНК считалось одним из его дипломатических достижений. Однако в конце минувшей недели, после очередного заседания совета директоров компании, было объявлено, что лорд Браун покинет свой пост 31 июля 2007 года, то есть на 18 месяцев раньше намеченного срока.
О возможных изменениях в структуре акционерного капитала ТНК-ВР российское экспертное сообщество заговорило еще летом минувшего года. Поводом для таких предположений послужили рекордные дивидендные выплаты компании: летом 2006-го акционеры ТНК-ВР направили на выплату дивидендов 131,3 млрд рублей ($5 млрд), то есть 100% нераспределенной прибыли на конец 2005 года. А в ноябре на внеочередном собрании акционеров было принято решение о выплате промежуточных дивидендов за девять месяцев 2006 года. Сумма выплат составила около 96,973 млрд рублей ($3,4 млрд), что соответствовало 88% чистой прибыли. Однако российские акционеры холдинга ("Альфа-Групп" и Access/Renova) неоднократно опровергали слухи о своем намерении продать долю в ТНК-ВР.
Эксперты этим заявлениям не поверили. "Если никаких изменений в структуре акционеров не планируется, тогда непонятно, зачем компании выплачивать промежуточные дивиденды. Годовых выплат вполне бы хватило", - размышляет отраслевой аналитик Дмитрий Мангилев. При этом эксперты отмечали, что схема с "обналичиванием" компании перед продажей использовалась и в сделке по покупке "Газпромом" компании "Сибнефть".
В числе наиболее вероятных покупателей доли в ТНК-ВР называют государственные компании "Газпром" и "Роснефть". Но кто бы ни стал обладателем доли в российско-британском холдинге, "Роснефть", по мнению ряда специалистов, останется в выигрыше в любом случае. "Во время IPO "Роснефти" ВР купила ее акции на $1 млрд. Это был жест принятия доминирующей роли Кремля в нефтегазовой промышленности. Время показало, что эти инвестиции стали очень необычной формой хеджирования", - отмечает The New York Times.