Ростехнадзор проверит АЗС
Вчера Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) объявила о планах проверить автозаправки России. Ведомство собирается инспектировать, все ли операторы получили вторую лицензию на право продажи бензина.
В конце января 2007 года вступило в силу положение "Эксплуатация химически опасных производственных объектов". Теперь владельцам АЗС предстоит получить вторую лицензию, дающую право на продажу бензина. В период обсуждения и согласования положения операторы пытались заблокировать его принятие. По мнению независимых участников рынка, оно создано в интересах вертикально-интегрированных нефтекомпаний (ВИНКов), так как автоматически удваивает расходы на получение документа и соответствия нормам. В среднем расходы на получение первой необходимой лицензии - о лицензировании деятельности пожароопасных объектов - составляют минимум 50-60 тыс. руб. на одну АЗС. В эту сумму входят подготовка документов, экспертиза участка и устранение недостатков.
Также участники рынка называли еще одну проблему с лицензированием - затягивание ее получения. В частности, когда появилось первое положение о лицензировании, процедура ее получения длилась месяцами: требования к АЗС постоянно менялись. Независимые операторы считали, что появление второй лицензии обусловлено желанием ВИНКов убрать их с рынка.
Эксперты также разделяют их точки зрения. Аналитик ЦИК ННР "Кортес" Павел Строков отмечает, что законодательные изменения никак не отразятся именно на крупных компаниях, так как у них достаточно ресурсов для заключения всех необходимых договоров и "ухода от традиционных для России коррупционных проверок".
Вчера стало известно, что Ростехнадзор собирается проверить все АЗС России на соответствие лицензионным требованиям. По предварительным оценкам, лицензии придется получить примерно 40-50 тыс. автозаправок. В данный список не входят только порядка двух тысяч АЗС, принадлежащих или арендуемых нефтеперерабатывающими компаниями, уже имеющими лицензии Ростехнадзора на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Независимые операторы снова заговорили о желании крупных нефтекомпаний переделать региональные рынки в свою пользу. По оценке Российского топливного союза, именно там ВИНКи пока не смогли полностью разделить рынки между собой. Однако эксперты не исключают, что независимые операторы и сами виноваты. "Ряд региональных сетей АЗС не соблюдает вообще никаких требований: они не следят за оборудованием, торгуют бензином, не соответствующим ГОСТу", - говорит Владислав Кочетков из "Финама". Меж тем к качеству работы крупных нефтекомпаний придраться сложнее, считают аналитики. "Им нет смысла продавать некачественный бензин: от этого проблем больше, чем выгоды", - поясняет аналитик Альфа-Банка Константин Батунин. "Как правило, этим грешат их джобберы", - добавляет эксперт ИГ "Петромаркет" Анатолий Каретников.