Бензином делиться надо
ФАС вчера сообщила, что выставила ТНК-ВР, "Лукойлу", "Газпром нефти" и "Роснефти" требования обеспечить конкуренцию на топливном рынке.
Как пояснил "Ведомостям" начальник управления ФАС по контролю и надзору в ТЭКе Александр Пироженко, условия поставлены тем, кто в последнее время обращался в ФАС с ходатайствами о покупке АЗС: "Лукойл" - в Ростовской области, "Газпром нефть" завершает раздел сети "Славнефти", "Роснефть" - ЮКОСа, а ТНК-ВР покупает "Магистраль".
Вместе с разрешениями на сделки нефтяникам выдали и предписания, а ФАС ожидает, что независимые торговцы будут информировать о случаях дискриминации. За невыполнение предписания - штраф в размере до 500 000 руб., кроме того, у нарушителей есть риск принудительного расторжения сделок по приобретению АЗС.
Оптовые и розничные цены на бензин продолжают расти. Из 22 000 АЗС только 7000 входят в вертикально-интегрированные компании, остальные независимы.
Конкуренция с крупняком напоминает хронику боевых действий. "Лукойл" и "Роснефть" несколько месяцев ничего не поставляли независимой рознице", - констатирует президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша в письме замруководителя ФАС Анатолию Голомолзину. На Сахалине "Роснефть" вообще не продает дизель "на сторону", во Владимирской области ни один из четырех НПЗ не продает Аи-95, а Ярославский НПЗ отказывает ивановским торговцам, продолжает он. Проблемы с дизелем и в Санкт-Петербурге, держится только Московский регион. Аркуша подчеркивает, что госорган впервые вступился за независимыее АЗС.
Представители "Лукойла", ТНК-BP, "Роснефти" и "Газпром нефти" вчера обещали, что компании будут выполнять предписание. Аналитик ИК "Брокеркредитсервис" Максим Шеин в это не верит: "Дискриминацию на рынке сложно доказать, никто не дает письменных отказов в поставках", а кроме того, нефтяники могут и не нарушая предписаний брать независимых торговцев "измором".
У нефтяных холдингов есть мощные рычаги для передела розничного рынка в свою пользу, предупреждает и Аркуша. "На топливном рынке сейчас дефицит (сокращение поставок сырой нефти на внутренний рынок вызвано ростом мировых цен. - “Ведомости”), - объясняет один из бензоторговцев столичного региона. - И компании, в руках которых до 80% оптовой торговли, поставляют топливо только на свои АЗС либо выставляют для “посторонних” такие цены, которые не укладываются в существующий уровень розничных". Оптовые цены уже на 2000-4000 за тонну Аи-95 (плюс 10%) обогнали пиковые цены 2006 г., розничные почти не повысились. Аркуша указывает, что холдинги готовы заморозить розничные цены - им это выгодно: "Если компании могут жить в такой ситуации достаточно долго, то многим независимым сетям грозит разорение".