USD 94.87

0

EUR 104.7424

0

Brent 79.02

+0.88

Природный газ 2.822

-0.01

...

Shell и Total попросят из Ирана

Иран уже ведет переговоры с рядом иностранных компаний, которые смогут заменить Shell и Total в разработке газового месторождения Южный Парс, пишет газета The Guardian.

Shell и Total попросят из Ирана

Иран уже ведет переговоры с рядом иностранных компаний, которые смогут заменить Shell и Total в разработке газового месторождения Южный Парс, пишет газета The Guardian. Министр нефти Ирана Голям Хоссейн Нозари заявил, что если Shell и Total не начнут работу на месторождении до июня, то их лишат лицензии. Одним из наиболее вероятных кандидатов на их место является «Газпром».

Газоконденсатное месторождение Южный Парс расположено в Персидском заливе. Запасы природного газа на месторождении составляют около 12,6 трлн куб. м — около 50% от всех запасов природного газа Ирана и 8% от мировых запасов.

Иран настаивает на том, чтобы британская Shell и французская Total начали разработку 11-й и 13-й фазы на месторождении Южный Парс до июня. «Крайний срок, который мы дали Total и Shell, — июнь, и это последний шанс, который мы даем им», — передает The Guardian слова Голяма Хоссейна Нозари. Иранский чиновник заявил, что уже начаты переговоры с несколькими международными компаниями, которые смогут заменить Shell и Total на проекте.

Нефтегазовые гиганты объясняют свою нерешительность относительно инвестиций в Южный Парс растущими ценами на сырье и разработку. На самом деле, по мнению экспертов, проблема в том, что Иран пока остается в режиме международных санкций, инициированных США в связи с иранской ядерной программой. Крупные инвестиции в эту страну приведут к конфликту с Вашингтоном.

Один из вероятных претендентов на место провинившихся компаний — «Газпром». Как раз вчера министр нефти Ирана заявил, что в настоящее время с российским монополистом ведутся переговоры по разработке фаз Южного Парса.

Кроме того, в мае должен состояться очередной визит делегации «Газпрома» в Иран, во время которого, как сообщал замглавы иранского министерства нефти Хоссейн Ногрекар Ширази, будет обсуждаться широкий спектр вопросов, и в частности разработка Южного Парса. По итогам состоявшегося 19 февраля визита в Тегеран председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, стороны договорились об участии в разработке нескольких фаз Южного Парса, а также об участии «Газпром нефти» в проекте по добыче иранской нефти. Причем о каких именно фазах шла речь, не уточнялось, возможно, как раз об 11-й и 13-й, которые пока находятся в ведении Total и Shell. В 1997 году «Газпром» уже работал на втором и третьем блоках Южного Парса в рамках консорциума с французской TotalFinaElf и малазийской Petronas.

По мнению управляющего партнера НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Ивана Андриевского, получение доли в месторождении Южный Парс «Газпрому» может быть более чем интересно. Поэтому резкая позиция Вашингтона по отношению к Ирану, отпугнувшая многих возможных инвесторов, российскому монополисту только на руку. Иран гипотетически мог бы стать альтернативным России серьезным поставщиком энергоресурсов в ЕС. Таким образом, «подменяя» Shell и Total в этом проекте, «Газпром» убивает сразу двух зайцев — уменьшает конкуренцию на рынке ЕС и получает доступ к газовым запасам Ирана. Если из игры выйдут Shell и Total, то вероятность, что их место займет именно «Газпром», весьма велика, поскольку в нынешней ситуации вряд ли крупные западные компании пойдут на сотрудничество с Ираном, так что жесткой конкуренции ждать не приходится, заключает г-н Андриевский.

Участие в разработках фаз Южного Парса не подразумевает получения газа, компании вкладывают свои средства, которые Иран потом возвращает c определенной долей рентабельности, поясняет директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов.

Но «Газпром» заинтересован в участии в разработке месторождения не из-за денег, а чтобы закрепиться в Иране. Холдинг уже пытался добиться права сбывать иранский газ, но пока безуспешно. Однако сейчас «Газпром» пытается пролоббировать проект строительства газопровода Иран — Пакистан — Индия, базой для которого станет Южный Парс.

Успех «Газпрома» в Иране может укрепить позиции России в противовес попыткам создания альтернативных направлений транспортировки углеводородов, минуя территорию России, в частности Nabucco, считает заместитель председателя правления Евразийского банка развития Никита Толстиков. В Total и Shell не комментируют ситуацию.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram