Еще один пузырь
В последние месяцы на нефтяных рынках появляется все больше игроков, «вздувающих» цены на нефть. Пока что нет данных о дефиците «черного золота», тем не менее цены на него бьют рекорды.
Итак, факты. В середине апреля был достигнут ценовой максимум: почти 115 долл. за баррель нефти, что примерно в десять раз выше, чем десять лет назад. Нефтяной голод в Азии, а также увеличение спроса на «черное золото» в Китае привели за эти годы к тому, что, несмотря на новые разведанные месторождения, разработанные мощности добычи уже почти исчерпаны. Сильно выросшие цены на нефть и ослабевающая мировая конъюнктура, однако, заметно тормозят увеличение потребления нефти в мире. В США, являющихся по-прежнему крупнейшим мировым потребителем нефти, уже наблюдается стагнация. При этом страны ОПЕК расширяют возможности добычи нефти. Так, например, Саудовская Аравия в ближайшем будущем увеличит объемы добываемой нефти. Кроме того, новые месторождения были обнаружены не только в регионах ОПЕК, но и недалеко от побережья Бразилии.
Собственно говоря, настроение на мировых нефтяных рынках должно было улучшиться. Но пока что этого не произошло. С одной стороны, ожидается, что организация ОПЕК будет активно развиваться. Она стала более популярной, и к ней уже присоединились такие страны, как Ангола. Кроме того, в отдаленной перспективе членом ОПЕК хочет стать Бразилия. Потребление нефти в развивающихся странах продолжает расти. Международное энергетическое агентство в Париже сообщает, что 83% прироста потребления за последние два года пришлось именно на эти страны.
С другой стороны, финансовые институты нагнетают страх перед ценовым взрывом. Спор идет лишь о том, создает ли резкий рост цен так называемый пузырь, который может скоро лопнуть. Неоспоримым фактом является лишь то, что цены и количество открытых контрактов уже не один год растут параллельно. Увеличение числа открытых контрактов на рынке срочных сделок связано с активностью финансовых инвесторов, вкладывающих деньги в нефть. Недавно стали доминировать спекулятивные ставки на повышение цен, что привело к росту котировок сырой нефти. Ежедневно в мире расходуется 86 млн барр. нефти. Объем торгов на биржах превышает эту цифру в 15 раз, при этом почти половину всех нефтяных контрактов заключают инвесторы.
Наверняка можно утверждать одно: новые участники рынка, банки или фонды, влияют на ситуацию на мировых рынках нефти. Вопрос лишь в том, меняют ли они принципиальное направление развития или лишь усиливают существующие долгосрочные ценовые тенденции. Такие финансовые игроки, как Goldman Sachs, довольно рано начавшие делать прогнозы об очень значительном росте цен на нефть, утверждают, что их оценки отражают не столько краткосрочные, сколько долгосрочные перспективы.
Существуют аргументы, убедительно доказывающие, что расходы на разработку и добычу нефти в регионах, объединенных в картели, будут расти быстрее, чем в среднем по всему рынку. Кроме того, в странах, не входящих в ОПЕК, в том числе и в России, увеличивается роль госкомпаний. Частные компании сейчас имеют доступ лишь к 80% всех разведанных запасов нефти.
При этом нужно учитывать, что технический прогресс в области разведывательного бурения и производства нефти идет семимильными шагами. Если ранее разрабатывались лишь 15—25% всех разведанных месторождений, то сейчас — в два раза больше.
Фаза высоких цен при этом не является стабильной. Во всем мире существует много возможностей заменять нефть в таких сферах, как производство электроэнергии и отопление, более дешевыми источниками энергии. Если нефтеперерабатывающая отрасль станет более гибкой, то и цены на нефть могут снизиться. И если недавно игроки делали ставку на повышение, то в дальнейшем они могут ставить на падение котировок и продавать. Таким образом, не исключено, что нефтяной пузырь ожидает судьба пузырей в сферах Интернета и недвижимости.