ЛУКОЙЛ расширяет турецкие сети
Сеть из 700 турецких АЗС может вскоре перейти в собственность ЛУКОЙЛа. Как сообщает турецкая газета Referans, ЛУКОЙЛ уже договорился о покупке компании Akpet, шестой по величине на рынке страны. Эксперты оценивают сделку в 2—2,5 млрд долл.
О том, что ЛУКОЙЛ покупает турецкую компанию Akpet, сообщило вчера агентство Bloomberg со ссылкой на турецкую газету Referans. Akpet владеет сетью из 700 заправок на территории Турции, ее доля на рынке страны является шестой по величине. Владельцем турецкой компании является семья Айтемиз, которая желает сохранить за собой небольшую долю продаваемой Akpet, в то время как ЛУКОЙЛ хочет выкупить ее полностью, говорится в сообщении.
В ЛУКОЙЛе не подтвердили, но и не опровергли эту информацию. Пресс-секретарь компании Дмитрий Долгов отметил РБК daily, что в настоящее время турецкие активы ЛУКОЙЛа состоят из 30 АЗС. Кроме того, компании принадлежит нефтяной терминал в Ярмдже и одна из крупнейших на Черном море бункеровочных компаний для заправки судов.
Среди активов турецкой компании также числятся несколько небольших нефтехранилищ и кое-какие нефтеперерабатывающие мощности для доведения нефтяных полуфабрикатов до состояния уже готового к продаже конечного продукта. Эти объекты, по мнению экспертов, были бы весьма полезным бонусом для ЛУКОЙЛа к приобретаемой сети из 700 АЗС. По оценке Дмитрия Лютягина из ИК «Велес Капитал», ориентировочная стоимость Akpet составляет 2—2,5 млрд долл. «Турецкая покупка» должна окупиться в течение пяти лет, считает эксперт.
ЛУКОЙЛ начал работать в Турции в 2006 году. Тогда компания обратилась в Комитет по регулированию энергетических рынков Турции с просьбой предоставить лицензию на строительство НПЗ в черноморской провинции Зонгулдак, а также разрешить создание сети АЗС на территории страны. Вскоре ЛУКОЙЛ приступил к поэтапному строительству заправок, а для завода, рассчитанного на переработку 8—10 млн т нефти в год, стоимостью около 2,5 млрд долл., турецкими властями был выделен участок.
Однако ЛУКОЙЛ отказался от проекта, так и не начав стройки. Причиной этому, по некоторым данным, стал отказ о предоставлении ЛУКОЙЛу налоговых льгот турецким правительством. По официальной же версии компания сочла более выгодным увеличить мощности своего НПЗ в Бургасе, чем строить новый завод. Сконцентрировавшись на расширении сбытовой части, ЛУКОЙЛ вскоре приобрел терминал близ поселка Ярмджа на 10 тыс. т нефтепродуктов. Продукция предназначалась для турецких АЗС ЛУКОЙЛа, сеть которых при покупке Akpet может увеличиться сразу до 730 заправок.
Эксперты отнеслись к сообщению турецких СМИ спокойно. Рост продаж у ЛУКОЙЛа в 2007 году был самым агрессивным — относительно предыдущих лет этот показатель увеличился почти вдвое, говорит Артем Кончин, аналитик «ЮниКредит Атон». Возможно, компания продолжает развиваться в этом направлении из соображения увеличить международное присутствие, рассуждает эксперт. Если покупка состоится, ЛУКОЙЛ получит прекрасную возможность для реализации каспийской нефти, считает Дмитрий Лютягин. По его расчетам, потребность такой сети составит около 2 млн т топлива в год. Согласно заявленным планам компании добывать на Каспии к 2011 году около 40 тыс. барр. нефти в сутки (2 млн т в год), а к 2015 году довести этот объем до 260—270 тыс. барр. в сутки (13 млн т в год), потребности новых турецких АЗС ЛУКОЙЛа будут удовлетворены. В том случае, если этого не хватит, туда, вероятно, также будет направляться российская и казахстанская нефть, рассуждает г-н Лютягин.