"Газпром нефти" нужны деньги
«Газпром нефть» готовится к крупным приобретениям активов. С этой целью компания привлечет синдицированный кредит в 1 млрд долл. Это уже не первое крупное заимствование «Газпром нефти».
Компания «Газпром нефть» сообщила вчера об организации синдицированного кредита на сумму 1 млрд долл. Организаторами и букраннерами по кредиту выступают такие известные международные банки, как BBVA, Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ, Barclays Capital, SMBC и WestLB. Планируется, что кредит будет состоять из двух траншей сроком на три и пять лет.
Как сообщает компания, полученные средства будут направлены на развитие бизнеса, а также для рефинансирования существующей задолженности.
О том, что «Газпром нефть» рассматривает возможность привлечения в текущем году нескольких кредитов общим объемом до 2 млрд долл. и сроком до пяти лет, говорил в апреле председатель правления компании Александр Дюков. «Это могут быть как синдицированные, так и двусторонние кредиты, средства от которых могут быть направлены на реализацию инвестиционной программы «Газпром нефти», выплату дивидендов и, возможно, приобретение новых активов», — отметил он. При этом главой компании упоминались и переговоры о покупке «Газпром нефтью» государственного пакета акций сербской нефтяной компании Naftna Industrija Srbije. Инвестиционная программа «Газпром нефти» на этот год составляет 92,5 млрд руб. Основные инвестиции планируется направить компанией в проекты по добыче нефти.
Напомним, что в сентябре 2007 года «Газпром нефть» уже брала кредит на крупную сумму, тогда компания заняла у нескольких банков более 2,2 млрд долл. Это событие приобрело статус крупнейшего кредита для российского корпоративного заемщика после кредитного кризиса. Организаторами сделки тогда выступили ABN Amro, Calyon, Citigroup и Commerzbank. Представители банков тогда охарактеризовали ее как серьезную проверку для рынка. Синдикация этого кредита составила более двух месяцев, тогда как маржа «Газпром нефти» по этому кредиту составила 75 базисных пунктов к средней процентной ставке банков.
Между тем новый заем также обещает стать весьма привлекательным, считают специалисты. Это касается как самой «Газпром нефти», так и организаторов кредита. По мнению экспертов, нефтяная компания выбрала именно эти банки для проведения операции не случайно. С точки зрения любого кредитора синдикация остается обычной кредитной операцией, считает аналитик ИК «Проспект» Вероника Чекина. Чем крупнее предоставляемый кредит, тем интереснее он для банка с точки зрения получения прибыли в виде комиссионных за организацию синдиката и процентов за кредит.
По мнению г-жи Чекиной, вполне естественно, что организаторами такого внушительного кредита выступают крупнейшие банки, имеющие безупречную международную репутацию. Они не только придают дополнительную легитимность сделке в целом, но и, выступая в качестве организатора, дают сигнал другим участникам рынка, что данная компания является благонадежной и заслуживает внимания и более пристального анализа. «Сумма займа достаточно весомая, и сделка наверняка представляет немалый интерес для перечисленных банков», — добавила аналитик.
По мнению директора департамента операций на финансовых рынках НОМОС-банка Василия Федорова, премии и сборы «Газпром нефти» будут значительно выше по сравнению с прошлым кредитом, так как за прошедшее время цены на нефть существенно
выросли.
Немаловажным фактором является и то, что «Газпром нефть» аффилирована с государством, а это значит, что предоставляющие кредит банки получают при этом государственные гарантии, уверена аналитик «Брокеркредитсервиса» Екатерина Кравченко.
«Заем принесет немалую выгоду и самой компании, так как по сравнению с 2007 годом, когда «Газпром нефть» привлекала предыдущий кредит, средняя процентная ставка банков упала с 5,25 до 3% соответственно, это дешевые деньги, и глупо было бы этим не воспользоваться», — утверждает г-н Федоров.
Среди прочих нефтяных компаний в России подобные кредиты — явление нечастое, так как в последнее время российские нефтяники сильного недостатка в деньгах не испытывают, добавляет он.