Дешевый бензин остается
Вступление в силу нового техрегламента по моторному топливу будет отложено на два года. Об этом сообщил заместитель министра финансов Сергей Шаталов, выступая в Совете Федерации.
Согласно техрегламенту «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и отдельным горюче-смазочным материалам» с 31 декабря этого года должен был быть прекращен выпуск автомобильного топлива стандарта Евро-2, с 2010 года — Евро-3, а с 2013 года — бензин и дизтопливо стандарта Евро-4. Срок «жизни» Евро-5 ограничен не был.
Документ вызвал недовольство как среди многих владельцев НПЗ, которые не успевали в заданный срок модернизировать мощности по переработке высокооктанового бензина, так и среди многих водителей, которые не хотели платить за высококачественный Евро-3 при том, что их транспорт «заточен» на более дешевый бензин стандарта Евро-2.
И вот правительство решило-таки изменить свои планы и отложить введение новых стандартов на два года. Однако с 2011 года, по словам Сергея Шаталова, предполагается существенно перераспределить налоговую нагрузку на бензин таким образом, чтобы бензин низкого качества облагался акцизом по более высокой ставке, а ставка акциза на бензин стандартов Евро-4 и Евро-5 была снижена.
По словам исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, техрегламент о введении новых стандартов разрабатывался около трех лет и при этом в нем много чего не учли, в частности такой важный момент, как готовность к переходу на новые стандарты качества топлива промышленных мощностей. При его разработке не поинтересовались мнением большинства нефтяных компаний, отмечает г-н Сергиенко.
ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР уже давно начали модернизацию своих НПЗ, но и они могли не успеть в срок начать производство новых стандартов в необходимых потребителям объемах. А «Роснефть» вообще практически не имеет мощностей для производства Евро-3, тем более компания обременена огромными долгами и у нее попросту нет денег на модернизацию. К тому же, отмечает г-н Сергиенко, 91,5% российского автопарка использует бензин класса Евро-2 и ниже, если в него заливать более качественное топливо, уменьшения выбросов в атмосферу не произойдет.
В ЛУКОЙЛе РБК daily сообщили, что двухлетняя отсрочка ввода новых стандартов топлива компании была не нужна. «Больше времени на модернизацию — это неплохо, но мы могли уложиться и в прежние сроки», — отметил представитель компании. В «Роснефти» к новости отнеслись более оптимистично. «Отсрочка — это хорошо, и не только для нас, но и многих других НПЗ, многие из которых не были готовы начать производство топлива Евро-3», — сказал представитель «Роснефти».