Никаких тайн
Проблеме доступа независимых производителей газа к трубе «Газпрома» более 15 лет, ее пытались решить много раз, но безрезультатно«, — вспоминает бывший замминистра экономического развития Андрей Шаронов, один из авторов несостоявшейся газовой реформы.
Проект постановления правительства о доступе независимых производителей газа к трубопроводной системе «Газпрома» был главной темой субботнего совещания у Сечина, рассказали «Ведомостям» несколько участников совещания. Представил проект замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Анатолий Голомолзин.
Служба предлагает обязать «Газпром» регулярно отчитываться о количестве свободных мощностей в трубе, а чтобы чиновники могли проверить данные — предоставлять им информацию об объемах поставок газа и контрактах, которыми они предусмотрены, рассказали «Ведомостям» два участника совещания у Сечина. Сотрудник ФАС подтвердил, что такие предложения существуют.
Это вызвало недовольство присутствовавшего на совещании представителя «Газпрома» — зампреда правления Александра Ананенкова. Он заявил, что эти предложения противоречат закону о коммерческой тайне, рассказывает один из очевидцев, но ему напомнили, что «Газпром» — естественная монополия и обязана предоставлять данные чиновникам, тем более что ее контролирует государство.
С Ананенковым и Голомолзиным связаться не удалось, но источник в «Газпроме» и чиновник, участвовавший в подготовке совещания, подтвердили «Ведомостям», что концерн выступает против раскрытия этой информации.
ФАС обязана соблюдать коммерческую тайну и передача ей таких сведений не должна нарушать интересов «Газпрома», рассуждает партнер Baker & McKenzie Сергей Вайтишкин. Без раскрытия данных о равном доступе к трубе не может идти речи, уверен Шаронов.
Представители «Новатэка», «Лукойла» и ТНК-ВР от комментариев отказались.
Есть у «Газпрома» и другие разногласия с ФАС, рассказывают участники совещания. В частности, они спорят, что считать свободной мощностью, рассказывают два собеседника «Ведомостей». ФАС предлагает считать свободной мощностью все, за вычетом поставок газа для нужд ЖКХ, международных договоров и долгосрочных российских контрактов, говорит сотрудник службы. Монополия хочет «вычитать» больше, например поставки для технических нужд, говорит менеджер «Газпрома», но свое определение свободной мощности не дает.
Сечин поручил ФАС доработать документ в течение месяца, рассказывают несколько участников совещания. Представитель «Газпрома» сказал лишь, что компания будет ждать новых предложений ФАС.