БТС-2 снова дорожает
Смета проекта трубопровода БТС-2 увеличилась по сравнению с весенними предварительными расчетами «Транснефти».
Нефтепровод БТС-2 протяженностью 1016 км и мощностью 50 млн т нефти в год пройдет от Унечи до Усть-Луги с ответвлением на НПЗ «Сургутнефтегаз» в Киришах. Трубопровод призван снизить зависимость российских нефтяных компаний от стран-транзитеров.
В апреле вице-президент Транснефти» Михаил Барков называл РБК daily предварительную стоимость БТС-2 с конечной точкой в Усть-Луге — 78,14 млрд руб. Однако в конце июня на нефтяном конгрессе в Мадриде президент «Транснефти» Николай Токарев говорил, что эта труба может стоить 120 млрд руб. По его словам, старт ее строительства возможен в сентябре этого года после выхода соответствующего распоряжения правительства. Источник в «Транснефти» ожидает, что такое распоряжение появится со дня на день.
Согласно данным проспекта эмиссии «Транснефти», который подготовлен компанией к выпуску евробондов на сумму 1 млрд евро, капитальные затраты на строительство БТС-2 с 2007 по 2010 год запланированы в размере 95,143 млрд руб. (4,08 млрд долл. по текущему курсу ЦБ). Это практически в полтора раза выше, чем планировалось потратить на реализацию проекта на этапе появления идеи трубы в обход Белоруссии. Тогда его оценивали в 2—2,5 млрд долл. Но за последние несколько лет существенно снизился курс доллара, а также выросли цены на материалы и услуги строительных подрядчиков.
По оценкам Алексея Кокина из ИФК «Метрополь», рост сметы на 17 млрд руб. вызван в первую очередь рекордным повышением цен на металлы, а также удорожанием услуг по транспортировке. Он допускает коррекцию сметы в будущем в сторону роста на 10—15%, но не ожидает существенного удорожания, поскольку ТЭО проекта уже скорректировано с учетом утверждения конечной точки трубы в Усть-Луге.
Валерий Нестеров из ИК «Тройка Диалог» подсчитал, что при таком бюджете строительство БТС-2 обойдется в среднем в 4 млн долл. за 1 км трубы. Это немногим дешевле, чем могла бы стоить труба Харьяга — Индига (4,7 млн долл. за 1 км), а также меньше цены возведения первой очереди трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) (до 5,8 млн долл. за 1 км с учетом инфраструктуры порта Козьмино). При этом, по расчетам эксперта, удельные затраты на транспортировку нефти по новой трубе составят 80 долл. за тонну, что в шесть раз дешевле, чем за прокачку по первой очереди ВСТО.