Гарантия "Дружбы"
Российская нефтетранспортная монополия "Транснефть" вчера сообщила, что в сентябре ожидает подписания правительственного постановления о начале строительства нефтепровода "БТС-2" - ответвления от "Дружбы" в Брянской области до порта Приморска в обход.
Одновременно на лентах информагентств появилось сообщение о том, что Минск считает целесообразным предложить "Транснефти" участвовать в приватизации своих госпредприятий по транзиту нефти. В "Транснефти" предложений о приобретении белорусских транзитных предприятий пока не получали, но тем не менее дают понять, что если они поступят, в компании от них вряд ли откажутся. Если эта инициатива будет реализована, то, как считают эксперты, строительство "БТС-2", весьма спорного с экономической точки зрения проекта, лоббируемого по большому счету лишь премьером Владимиром Путиным, как альтернатива "Дружбе" будет полностью лишено смысла.
Дело в том, что целью строительства "БТС-2" является нивелирование рисков российских нефтяных компаний, связанных с транзитом нефти и нефтепродуктов через территорию Белоруссии. Идея создания такого нефтепровода родилась во время конфликта с Минском в январе прошлого года. Из-за неожиданного решения президента республики Александра Лукашенко о введении дополнительной пошлины на транзит российской нефти в размере 45 долл. за тонну была остановлена ее прокачка по белорусской части трубопровода "Дружба" - "Транснефть" отказалась платить по завышенным ценам. Тогда конфликт удалось погасить, подписав межправительственное соглашение, регулирующее переход на рыночные принципы при установлении ставок на транзит и пошлин. Однако гарантии того, что он не повторится, никто, разумеется, дать не может.
По нефтепроводу "Дружба" экспортируется более 80 млн тонн нефти в год, при этом мощность "БТС-2" планируется на уровне 50 млн тонн в год. Для Белоруссии очевидно, что в условиях, когда Россия еще не нарастила добычу на эти 50 млн тонн в год, она их попросту будет отбирать из "Дружбы". В результате объемы транзита более чем наполовину снизятся. При этом снизятся и отчисления в бюджет Белоруссии. Согласно прошлогодним январским договоренностям, ставка экспортной пошлины в Белоруссии равняется российской. Таким образом, учитывая, что из объема 80 млн тонн в год Белоруссия около 20 млн тонн закупает на собственные нужды, она реэкспортирует около 60 млн тонн в год. С 1 октября ставка экспортной пошлины в России будет равна 485,8 долл. за тонну, и если предположить, что она останется неизменной в течение двух-трех лет, пока будет строиться "БТС-2", то отчисления в белорусский бюджет от транзита нефти составят 1,2 млрд долл. При переориентации половины нефтяных потоков в Приморск Белоруссия потеряет около 600 млн долл. в год. Очевидно, сумма, за которую можно продать белорусские нефтетранспортные предприятия, окажется ниже.
Как сообщили вчера Интерфаксу в правительстве Белоруссии, в 2009 году начнется акционирование госпредприятий по транспортировке нефти Новополоцкого РУП по транспорту нефти "Дружба" и РУП "Гомельтранснефть Дружба". По словам источника агентства, на такой шаг руководство республики подтолкнули предпринимаемые Россией действия по диверсификации транспортировки нефти, связанные, в частности, со строительством "БТС-2". В "Транснефти" пока об этих планах белорусов ничего не слышали: "Подобных предложений от белорусского правительства нам пока не поступало. Одна ситуация, когда мы имеем отношения к предприятиям, ответственным за транспортировку нефти, и это гораздо лучше, чем такого отношения к ним не иметь", - заявил "Времени новостей" вице-президент "Транснефти" Михаил Барков.
Контроль над белорусскими предприятиями означает, что Белоруссия не сможет, как в январе 2007 года, перекрыть задвижку - это надо будет согласовывать с собственником инфраструктуры. И в этом смысле ликвидируется главный риск, из-за которого полтора года назад и решено было строить "БТС-2".
Впрочем, при обсуждении проекта "БТС-2" еще в прошлом году стало понятно, что как альтернатива "Дружбе" он несостоятелен. Ведь он ломал нефтяным компаниям всю логистику, морские перевозки увеличивали стоимость нефти в Европе, нужно было бы искать порты, готовые принимать столь большие объемы нефти, и трубопроводы, которые бы ее прокачивали к потребителям. Разумеется, платить за все это пришлось бы российским нефтяникам.
Скорее всего, именно поэтому проект "тормозили как могли". К тому же стоимость строительства этого ответвления эксперты полтора года назад оценивали в 2-2,5 млрд долл., сейчас, очевидно, эта сумма будет значительно выше. И никто не знал, из каких источников будет идти финансирование - из собственных средств "Транснефти" или бюджета. Правда, в мае этого года Владимир Путин, заняв пост премьера, сообщил, что бюджетные средства использоваться не будут. Однако тут же он указал, что несмотря ни на что проект будет реализован.
Только теперь он заявляется уже не как альтернатива "Дружбе", а как дополнение. Ведь благодаря налоговым льготам, которые правительство начало предоставлять нефтяным компаниям, ожидается рост добычи. И как раз дополнительную нефть, по замыслу г-на Путина, и нужно будет поставлять через "БТС-2". Впрочем, премьер в мае оговорился, что не исключает направление в этот трубопровод каспийской нефти, которую планирует экспортировать Казахстан транзитом через Россию. Учитывая трудности, с какими в последние недели сталкиваются компании, добывающие нефть в Казахстане и Азербайджане, при экспорте каспийской нефти транзитом через Грузию, этот вариант уже не кажется столь нереальным, как его расценивали некоторые аналитики в мае.
Таким образом, предложение Белоруссии о продаже нефтетранспортных мощностей России, судя по всему, сделано с целью получить гарантию работы "Дружбы" на полную мощность. И если при этом удастся найти нефть и для "БТС-2", то в этом случае строительство этого нефтепровода будет оправдано. В противном случае "Транснефти", разумеется, будет выгоднее не строить ответвления от "Дружбы".