История Ходорковского - не внутреннее дело России
В настоящее время арест Михаила Ходорковского большого интереса в средствах массовой информации уже не вызывает, но история продолжается.
'Die Netzeitung': Вы уже неоднократно пытались, и напрасно, добиться освобождения своего подзащитного. Что Вы предпримите в следующий раз?
Роберт Амстердам (Robert Amsterdam): Очередные слушания в суде пройдут 26-го марта. Я буду пытаться принять в них участие. Однако шансы добиться освобождения Ходорковского крайне малы, поскольку решение на этот счет принимает не суд, а Кремль. Во время предыдущих слушаний я был шокирован тем, что судьи в ходе допроса связывались по телефону с неизвестными людьми и выслушивали их указания.
'Die Netzeitung': Вы сегодня представили в Берлине документ, который, как Вы считаете, доказывает, что кампанией против Ходорковского управляет Кремль. О чем идет речь?
Амстердам: Об одном из выпусков российской газеты 'Компромат'. Речь идет о специальном номере газеты, посвященном Ходорковскому. На 96 страницах, на которых не было ни одного рекламного объявления, на основе многочисленных статей делается допущение, будто Ходорковский-де 'хочет купить Кремль'. Материал проиллюстрирован снимками, которые должны изобличать его в глазах среднестатистического читателя: Ходорковский, представляющий президенту Путину план 'ведущего-ведомого'; Ходорковский, пожимающий руку главе правительства Израиля Ариэлю Шарону (Ariel Scharon), и так далее. Я предполагаю, что это издание было сфабриковано по заданию Кремля спецслужбой ФСБ с целью подготовки кампании против Ходорковского.
'Die Netzeitung': Вы предостерегаете от того, чтобы рассматривать арест Ходорковского и действия российских судебных органов против концерна ЮКОС в качестве единичного случая, достойного сожаления. Почему?
Амстердам: Речь идет о принципе: есть правовая безопасность или же ее нет. Если незаконным преследованиям подвергается какой-то человек или фирма, то это может коснуться любого предпринимателя. Два примера последних дней: на прошлой неделе нефтяному концерну 'Сибнефть' Романа Абрамовича предъявлено требование о доплате налогов в размере 1,4 миллиарда долларов США. За два дня до этого такое же требование коснулось консалтинговой компании 'Deloitte & Touche', то есть первой иностранной компании, работающей в России.
'Die Netzeitung': Во время своего последнего выступления в Берлине в сентябре 2003 года Ходорковский уже говорил, что Кремль будет его преследовать. Можно ли считать стратегию предпринимателя, когда он, как Березовский или Гусинский, не бежал за границу, а вернулся в Россию, самоубийственной?
Амстердам: Ни в коем случае. Ходорковский страстный российский патриот: он хочет поставить свое громадное состояние на службу родине. Нельзя считать самоубийством, идя из-за своих убеждений в тюрьму. Этот шаг свидетельствует о твердом желании следовать своим целям. Поэтому Ходорковский отказывается продавать свой пакет акций и дожидается начала судебного процесса. Тем самым он следует традициям Андрея Сахарова и Александра Солженицына.