USD 91.6712

+0.24

EUR 102.039

+0.53

Brent 74.86

+1.9

Природный газ 2.322

+0.02

...

Карта новых империй России

Российские олигархи делового мира сначала сосредоточивались на накоплении своих громадных богатств, потом ими хвастались, а с тех пор пытаются их приуменьшить, так как при власти президента Владимира Путина олигархи опасаются нападок.

Карта новых империй России

Российские олигархи делового мира сначала сосредоточивались на накоплении своих громадных богатств, потом ими хвастались, а с тех пор пытаются их приуменьшить, так как при власти президента Владимира Путина олигархи опасаются нападок. И вот теперь Всемирный банк нанес им чувствительный удар, показав в цифрах, насколько сильно в действительности они держат за горло национальную экономику.

В опубликованном на этой неделе "поднимающем целину" докладе московского отделения Всемирного банка в содружестве с группой российских и иностранных экономистов сказано, что всего 23 отдельные личности и финансово-промышленные группы контролируют более трети промышленности страны, если исходить из объема продаж, и 16% занятого населения. Им принадлежат также 17% всех банковских авуаров.

В именах, которые возглавляют этот список, нет больших сюрпризов. Это, по большей части, те самые политически влиятельные олигархи и их деловые партнеры, чьи личности стали хорошо известными в последние несколько лет. Большинство этих лиц фигурировали в предыдущих оценках, таких, как публикуемый журналом "Forbes" список самых богатых людей мира.

Что поразительно, так этот доклад подтверждает весомость нескольких корпоративных операторов, если взглянуть на них в более широком контексте российской экономики, а не рассматривать просто как дюжину вышеозначенных групп. Исследователи Всемирного банка впервые попытались копнуть значительно глубже того, что известно общественности, изучив выборку данных по более чем 1300 компаниям в 42 секторах экономики по всей стране.

В списке Всемирного банка хорошо представлены все те, кто в середине 1990-х годов нажился на спорных приватизациях по бросовым ценам для инсайдеров по схеме "займы в обмен на акции". Но там есть также и некоторые неожиданные претенденты на первые места и, кроме того, некоторые интригующие имена следующей группы людей, располагающейся ниже первой десятки.

Те, кто контролирует Усть-Илимский целлюлозно-бумажный комбинат, занимают в этом списке высокое место, что показывает, насколько важны, помимо нефти и природного газа, также и огромные запасы другого сырья. Это позволяет понять, почему вышеназванный комбинат попал в поле зрения сделавшего себе имя в алюминиевом секторе олигарха Олега Дерипаски, который попытался силой захватить его.

Степень концентрации собственности варьирует от сектора к сектору. Если в секторах стали и цветных металлов, руды, алюминия и автомобилей отмечается сильное господство олигархических групп, то другие секторы, например, строительство, обработка древесины, мукомольное производство, мебель и хлебопечение остаются в руках иных владельцев.

Но данные также показывают, что, хотя в контролируемых олигархами компаниях есть миноритарные акционеры, они контролируются именно олигархами. Господствующей управленческой моделью является сильно централизованный контроль, а культура распределенного владения собственностью в России остается делом далекого будущего.

Олигархам принадлежит в среднем почти 80% акций их компаний; их господство выражено значительно сильнее, чем в компаниях, контролируемых владельцами других типов. Но в предприятиях, контролируемых общественным сектором, иностранцами и другими частными владельцами, доля господствующих акционеров остается в среднем выше 70%.

Трудно сопоставить эти данные с международными, поскольку в других местах было проведено мало исследований такого масштаба. Однако одна важная мерка, появившаяся в стране, которая 15 лет назад повернулась спиной к государственному планированию, показывает, что, наряду с небольшим числом частных собственников, российское государство остается исключительно важным контролером бизнеса.

Это относится к федеральному правительству, на долю которого приходится 20% промышленности (если измерять эту долю объемом продаж) и 8 процентов занятого населения. Это также относится к некоторым регионам, в первую очередь к Татарстану и Башкортостану, этническим республикам, которые отказались проводить у себя приватизации, начавшиеся в общенациональном масштабе в 1990-х годах. На долю региональных правительств приходится еще 5% объема продаж и 3% рабочих мест.

Что вызывает наибольшие споры, так это попытка авторов доклада оценить экономическую ценность концентрированного владения собственностью. Если в народе считают, что олигархи нечестно завладели предприятиями по бросовым ценам, то многие аналитики утверждают, что они, по крайней мере, обеспечили необходимую силу для сопротивления государству и проведения реструктуризации, в результате чего был создан более конкурентоспособный частный сектор.

В исследовании Всемирного банка делается вывод о том, что контролируемые олигархами компании управляются лучше, чем те, которые контролируются федеральным и региональными правительствами, если судить по объемам продаж, прибыли и продуктивности. Однако нет никаких свидетельств, что олигархи получают более хорошие результаты, чем остальная экономика, и в докладе делается вывод, что они являются менее эффективными менеджерами по сравнению с владельцами менее крупных, но более динамичных частных предприятий.

Олигархические группы доминируют в распределении инвестиционных потоков, беря себе на 30% денег больше, чем получают остальные собственники. Но это объясняется как раз тем, что они контролируют именно те секторы, которые получают большое количество наличных денег от экспортных продаж по высоким ценам, в то же время меньше инвестируя в другие секторы, которые они осваивают ради диверсификации.

Олигархи не всегда настолько влиятельны, какими их рисуют. Анализируя масштабы "регионального улова" местных властей - те компании, которые добились для себя особых налоговых льгот, рыночных привилегий и пакетов финансовой помощи - исследователи причислили их чохом к бизнесам, которыми владеют региональные и федеральная власти и иностранные инвесторы. Однако, как оказалось, значительно меньшее число олигархов, участвовавших в приватизационных сделках по схеме "займы в обмен на акции", являются самыми эффективными лоббистами из всех.

В этих данных все еще встречаются недостатки. Невозможно собрать подробную информацию о владельцах бизнесов, поскольку управление большинством российских компаний упрятано за смутными корпоративными структурами, нередко посредством офшорных управляющих компаний. Цифры были взяты из оценок финансовых аналитиков, журналистов и банкиров, в зависимости от их восприятия контроля.

Также не представляется возможным точно оценить действительную величину богатства олигархов. Трудно получить информацию о прибылях, не говоря уже о собственных бухгалтерских данных, принадлежащих им компаний. Аналитики нередко ставят под вопрос полную финансовую прозрачность даже тех предприятий, которые подверглись аудиту. Многие олигархи заинтересованы в таких частных компаниях, которые не привлекают внимания со стороны.

Наконец, во времена важных сделок по приобретению и продаже бизнесов, трудно оценить истинное долговременное влияние владения олигархами собственностью, а также то, в какой мере они, возможно, приобрели в собственность наименее эффективные компании, чтобы потом превратить их в преуспевающие. Для этого потребуются новые исследования.

В целом, однако, исследование ясно указывает на один важный политический вывод. Если концентрация собственности, возможно, способствовала проведению необходимой реструктуризации в последние несколько лет или, по меньшей мере, была такой помехой, которую можно было терпеть государству в момент, когда в стране господствовали другие экономические приоритеты, то сейчас настало время ограничить роль олигархов.

Направленная на разрушение конгломератов антитрестовская политика государства и другие меры, призванные усилить конкуренцию и поощрить развитие малых бизнесов, очень важны, утверждают авторы. Подобные акции повторяют то, как США справились с влиянием так называемых "баронов-разбойников" в конце 19-го века.

Но для этого нужно, чтобы новая администрация Путина была способна выстроить более справедливую и более жесткую систему государственного регулирования бизнеса, а также действительно независимую судебную систему, вместо того чтобы осуществлять политически мотивированные нападки на отдельные цели.

Но, если сегодняшним олигархам хочется посредством своей растущей филантропической деятельности в российском обществе стать на одну доску с карнеги (Carnegies) и рокфеллерами (Rockefellers) более позднего периода, то им также потребуется согласиться с негативным последствиями собственной деятельности для более широкой экономической выгоды в деловом секторе страны в целом.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram