Беспокойное перемирие в газовом наступлении
Достигнутый 4 января компромисс, в соответствии с которым цены на российский газ для Украины резко поднялись с 50 до 230 долларов за тысячу кубометров, является, тем не менее, победой здравого смысла. На самом деле, главным поставщиком газа для Ук.
На самом деле, главным поставщиком газа для Украины станет Туркменистан, а также Казахстан и Узбекистан, у которых она в течение 5 лет будет покупать газ по цене около 95 долларов за тысячу кубометров - то есть вполовину того, что платят за это топливо западноевропейские потребители. Украина будет также покупать и российский газ, но гораздо меньше, чем прежде.
Увеличив цену на газ более чем в четыре раза, Москва попыталась нанести решающий удар по президенту Виктору Ющенко, которого российские руководители считают настроенным проамерикански и антироссийски, а также повлиять на исход мартовских парламентских выборов в Украине. Страна заплатит за это дорогой ценой: от 5 до 10 процентов ее ВВП пойдет на оплату энергоресурсов по новым ценам, а экономический рост Украины в 2006 году и далее наверняка замедлится.
Это российское наступление могло одновременно быть и ошибкой. Стремление России к излишней политизации поставок энергоресурсов нанесло ущерб ее репутации надежного поставщика энергетического сырья. Сегодня в опасности оказались десятки миллиардов долларов от будущих инвестиций и контрактов. А это гораздо больше, чем стоимость украинского газового импорта.
В результате плохо продуманного хода Москвы европейцы могут теперь для диверсификации своего газового импорта обратиться к Туркменистану, Азербайджану, Алжиру, Нигерии, Катару и Ирану. Теперь они будут с большой осторожностью относиться к "Газпрому", опасаясь попасть в чрезмерную зависимость от него. По иронии судьбы Россия, только что ставшая председателем "большой восьмерки", провозгласила в качестве главной повестки своего председательства вопросы энергетики и энергетической безопасности.
Здесь есть и вина Украины. Она игнорировала проблему газового субсидирования и не готовилась к неизбежному повышению цен путем совершенствования энергопотребления и управления энергоресурсами. В 2004-2005 годах Россия поставляла газ Украине по ценам, которые были в три раза ниже европейских, и было совершенно ясно, что легкие дни после победы ненавистной России оранжевой революции закончатся.
Украинским лидерам следовало заранее предпринять определенные шаги, такие как создание более крупных газовых запасов, формирование денежного резерва для облегчения перехода на более высокие цены, а также подписание контрактов с другими поставщиками. Этого сделано не было. Администрация Ющенко в своей экономической политике оказалась без руля и без ветрил, она не стремилась к улучшению отношений с Россией для получения от Москвы ценовой передышки, как это бывало в прошлом. Теперь Россия обвиняет Киев в отборе газа с целью его перепродажи в Европу, хотя Украина заявляет, что имеет на это полное право. Как утверждается, украинские компании и официальные лица действительно занимались перепродажей дешевого российского газа в Европу по рыночным ценам.
Новое положение вещей еще больше запутывает ситуацию. Теперь весь импорт российского газа осуществляет зарегистрированная в Швейцарии компания "РосУкрЭнерго". Половина данной компании принадлежит "Газпрому", а второй половиной управляет австрийский банк Raifeissen от имени неизвестных акционеров. Появились публикации о том, что "РосУкрЭнерго" - это непрозрачная и даже связанная с организованной преступностью компания.
Соединенные Штаты Америки заинтересованы в политической стабильности, прозрачности и экономическом развитии Украины и Центральной Европы. Вашингтон возложил огромные надежды на администрацию Виктора Ющенко, и он не захочет, чтобы та допускала промахи накануне крайне важных мартовских парламентских выборов. Избиратели, скорее всего, будут обвинять уже непопулярного Ющенко в том, что он не смог удержать газовые цены на низком уровне.
Соединенные Штаты также делают большие ставки на интеграцию России, как крупного поставщика энергоресурсов, в мировую экономику - если такое вообще возможно в свете последних действий государства по оказанию энергетического давления. Подключение нефтяных и газовых рычагов к инструментам государственного управления - как это делала ОПЕК в 70-е годы - противоречит интересам Запада. Более того, американские энергетические компании надеются на расширение своего партнерства с Россией, в том числе, на разработку гигантского Штокманского газового месторождения в Баренцевом море и на инвестиции в новые месторождения, такие как три сахалинских проекта.
В свете данных соображений администрации Буша следует поддержать постепенный переход на рыночные цены для энергоресурсов и меры по совершенствованию управления украинской промышленностью. Этого можно добиться только за счет повышения ее энергоэффективности и, соответственно, конкурентоспособности в обстановке высоких цен на энергию. Такой переход сбережет для украинской экономики миллиарды долларов. Министерствам торговли и энергетики США, а также частному сектору следует налаживать взаимодействие с правительством Украины для разработки и реализации трехлетней программы перехода с целью достижения европейских норм энергопотребления в промышленности.
Вашингтон должен также наладить взаимодействие с правительством Украины в рамках плана среднесрочной и долгосрочной энергетической безопасности, чтобы диверсифицировать источники поставки в Украину нефти и газа. Сюда должен быть включен план покупки нефти у Казахстана и Азербайджана, а газа - у Туркменистана и Азербайджана, для чего необходимо проложить транскаспийский нефте- и газопровод.
Соединенные Штаты Америки должны разъяснить России, что ее жесткая энергетическая геополитика будет иметь неприятные последствия. Москва рискует разорвать собственную заявку на роль крупного энергетического игрока в Европе и во всем мире, нанести ущерб будущим совместным предприятиям, инвестициям и торговле энергоресурсами. Министерство энергетики США должно объяснить это своим российским партнерам, одновременно обещая серьезные американские инвестиции в энергетический сектор, если Россия вернется к приватизации своих нефтяных и газовых компаний, а также трубопроводных консорциумов.
Администрация Буша обязана настаивать на том, чтобы в повестку переговоров о вступлении России во Всемирную Торговую Организацию были внесены вопросы полного разделения добывающих и транспортных (трубопроводных) компаний "Газпрома", а также чтобы представители российских и западных частных инвесторов в совете директоров "Газпрома" в полном объеме привлекались к принятию стратегических решений. Такое участие ограничит возможности для использования этой компании политиками и федеральными чиновниками в качестве инструмента внешней политики.
Интересам России, Европы и США соответствует переход к механизму постепенного увеличения цен, к политике энергосбережения, к эффективному управлению и прозрачности украинской экономики. В равной степени российским и американским интересам соответствует повышение внимания всех заинтересованных сторон к эффективному использованию энергоресурсов, поскольку оно выгодно обеим странам, и в то же время устраняет возможность для провокаций и эскалации напряженности.