USD 91.6012

+0.31

EUR 101.6125

-0.01

Brent 79.02

-0.06

Природный газ 2.029

-0

...

Турция, из-за проблем с вступлением в ЕС, обхаживает Россию

Стамбул. Поскольку ЕС не проявляет заинтересованности в присоединении Турции к Союзу в обозримом будущем, одним из важнейших новых партнеров Анкары становится Россия - стороны заключают энергетические и торговые соглашения, и все больше российских туристов отправляется в отпуск на солнечные турецкие берега.   Сближение Анкары с Москвой - признак ослабления связей между Турцией и ЕС, отметил вчера Нихат Али Озджан (Nihat Ali Ozcan), аналитик из Фонда по изучению экономической политики, или Tepav, научно-исследовательского центра со штаб-квартирой в Анкаре: 'Если бы дела с ЕС шли лучше, Турция восприняла бы общеевропейский подход. Но поскольку она остается за бортом этого подхода, Турция действует, исходя из локальных соображений'.

Турция, из-за проблем с вступлением в ЕС, обхаживает Россию

Стамбул. Поскольку ЕС не проявляет заинтересованности в присоединении Турции к Союзу в обозримом будущем, одним из важнейших новых партнеров Анкары становится Россия - стороны заключают энергетические и торговые соглашения, и все больше российских туристов отправляется в отпуск на солнечные турецкие берега.

Сближение Анкары с Москвой - признак ослабления связей между Турцией и ЕС, отметил вчера Нихат Али Озджан (Nihat Ali Ozcan), аналитик из Фонда по изучению экономической политики, или Tepav, научно-исследовательского центра со штаб-квартирой в Анкаре: 'Если бы дела с ЕС шли лучше, Турция восприняла бы общеевропейский подход. Но поскольку она остается за бортом этого подхода, Турция действует, исходя из локальных соображений'.

Заметнее всего эта тенденция проявляется в энергетической политике. Турция стремится стать одним из крупных игроков на международной энергетической арене, пользуясь своим уникальным географическим положением - между Востоком и Западом. 'Турция действует исходя из собственных интересов, более независимо', чем в том случае, если бы она была членом ЕС, поясняет Озджан.

'Европейцам необходимо реальное понимание того, что происходит в Турции, насколько она сблизилась с Россией в противовес Европе и США', - подчеркнул Зейно Баран (Zeyno Baran), эксперт по энергетическим вопросам из американского Хадсоновского института (Hudson Institute) в интервью EUobserver.com, интернет-изданию, посвященному проблемам ЕС.

В ходе визита в Анкару на прошлой неделе российский премьер-министр Владимир Путин вместе со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом (Recep Tayyip Erdogan) подписал протокол о намерениях, расчищающий путь к реализации многомиллиардного проекта по прокладке по дну Черного моря газопровода, соединяющего Россию с Балканским полуостровом. Соглашение по трубопроводу 'Южный поток', который обеспечит Москве еще один маршрут для транспортировки газа в Европу, было заключено менее чем через месяц после того, как Турция в партнерстве с несколькими европейскими странами 'запустила' конкурирующий проект Nabucco, поддерживаемый ЕС, и призванный ослабить зависимость Европы от импорта российского 'голубого топлива'.

Анкара начала переговоры о вступлении в ЕС еще в 2005 г., но процесс идет медленно. Турецкие официальные лица неоднократно выражали возмущение в связи с враждебной позицией высокопоставленных европейских политиков, например, президента Франции Николя Саркози, открыто выступающего против вступления Турции в Союз даже несмотря на то, что переговорный процесс никто не прерывал. Действия Саркози и других 'скептиков' ЕС облегчили России задачу по сближению с Турцией, отмечает Озджан.

Хотя обе страны являются наследницами соперничавших друг с другом империй и в период 'холодной войны' находились по разные стороны баррикад, в последние годы отношения между Россией и Турцией существенно улучшились. В ходе путинского визита Москва и Анкара подписали целых 20 соглашений. Россия также заинтересована в контракте на строительство первой турецкой АЭС. По официальным данным товарооборот между двумя странами в прошлом году достиг 40 миллиардов долларов. По словам Эрдогана, Россия стала крупнейшим торговым партнером Турции, а последняя, в свою очередь, занимает пятое место среди основных торговых партнеров Москвы. Выводя двусторонние отношения на новый уровень, Анкара и Москва договорились о проведении ежегодных встреч на уровне премьер-министров. Министры обоих правительств, в свою очередь, будут встречаться два-три раза в год.

Тем временем все больше российских туристов устремляются на турецкое побережье. 'Ольга обошла Хельгу', - отмечалось недавно в одной турецкой газете: согласно официальным данным число российских туристов в южном приморском городе Анталья впервые превысило количество отдыхающих из Германии. Традиционно именно немцы составляли самую многочисленную национальную группу среди приезжающих в Турцию туристов - в прошлом году ее посетило 4,4 миллиона граждан Германии. Однако россияне быстро их догоняют. В прошлом году в Турции побывало почти 3 миллиона россиян, а российские бизнесмены вкладывают миллиарды долларов в строительство отелей на южном побережье страны. Вот зримое свидетельство растущего количества гостей из России - один из турецких курортных отелей построен как имитация Московского Кремля.

Устанавливая партнерство с Россией, Турция посылает другим странам четкий сигнал, подчеркнул в беседе с журналистами после путинского визита министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу (Ahmet Davutoglu): 'Вот что мы хотим сказать всему миру - да, наша страна ориентируется на ЕС, и ни у кого не должно быть сомнений в нашей приверженности членству в НАТО, однако Турция взаимодействует со всеми глобальными и региональными игроками, исходя из нашего географического положения'. Могут возникнуть моменты, когда критики начнут утверждать, будто Турция поворачивается спиной к Западу, а иногда может создаться впечатление, будто она обрывает связи с Востоком, добавил Давутоглу: 'Необходимо преодолевать подобный сиюминутный и конъюнктурный взгляд на вещи'.

Россия играет важную роль в ряде внешнеполитических вопросов, весьма волнующих Турцию. В частности, благодаря тесному партнерству с греческой частью Кипра, она может способствовать урегулированию на этом разделенном средиземноморском острове, что, в свою очередь, усилит шансы Анкары на присоединение к ЕС. Кроме того, Россия остается важным игроком в рамках продолжающегося спора между Арменией и Азербайджаном вокруг Нагорно-Карабахского региона; этот конфликт препятствует усилиям Турции по налаживанию отношений с Ереваном.

'Турция не является членом ЕС, и ей не стоит ожидать вступления в Союз в сколько-нибудь близком будущем, - заметил на страницах газеты Turkiye политолог из Университета Анкары Джагри Эрхан (Cagri Erhan). - Нет никаких разумных оснований, по которым Турция, не входящая пока в состав Евросоюза, должна синхронизировать свою внешнюю политику с линией Брюсселя'.

По словам Озджана из Tepav, данная тенденция скорее всего сохранится, поскольку признаков перелома в отношениях между Турцией и ЕС, не говоря уже о ее вступлении в Союз в короткие сроки, пока не видно. В отличие от европейцев, которые, по мнению многих турок, постоянно читают им нотации по поводу прав человека и других вопросов, русские 'не смотрят на Турцию свысока', - поясняет Озджан.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram