В городе Туркменбаши президенты РФ и Туркмении Дмитрий Медведев и Гурбангулы Бердымухамедов вчера закрывали международное ралли "Шелковый путь-2009", дарили друг другу подарки и много говорили о дружбе российского и туркменского народов. Однако взаимные заверения в вечной дружбе никак не повлияли на решение ключевого вопроса с возобновлением поставок туркменского газа в Россию. Более того, видимо руководствуясь дружескими побуждениями, Москва намерена добиться от Ашхабада существенного снижения закупочной цены на газ.
Дмитрий Медведев провел в обществе Гурбангулы Бердымухамедова весь минувший уикенд. В пятницу они впервые за последние полгода встретились на берегу Каспия в казахстанском Актау (см. "Ъ" от 12 сентября). А потом вместе с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым перебрались в соседнюю Туркмению. Они приехали в город Туркменбаши, чтобы втроем открыть завершающий этап международного ралли "Шелковый путь-2009". Оно стартовало 5 сентября в Казани, а финишировало вчера в Ашхабаде. Благословляя участников гонки, президенты сказали много слов о том, как это ралли будет способствовать делу укрепления дружбы народов трех стран.
Между тем все, за исключением разве что гонщиков, ожидали от российского и туркменского президентов какого-нибудь осязаемого подтверждения братских отношений. Например, в виде договоренностей о возобновлении поставок газа из Туркмении, которые были прекращены в апреле, после взрыва на газопроводе Средняя Азия—Центр-4 (САЦ-4). По версии Ашхабада, взрыв произошел из-за того, что "Газпром" в одностороннем порядке резко сократил отбор газа. Российская сторона свою вину не признает, но и поставки газа не размораживает. Причиной почти полугодовой напряженности в газовых отношениях является недовольство Москвы прежней фиксированной ценой на туркменский газ, за тысячу кубометров которого "Газпром" до аварии платил $300. Сейчас российская газовая монополия добивается перехода на новую формулу цены, которая будет привязана к европейской корзине нефтепродуктов.
Российско-туркменские переговоры на эту тему идут крайне трудно. Что, впрочем, не мешало вчера Дмитрию Медведеву и Гурбангулы Бердымухамедову всячески подчеркивать трепетное отношение друг к другу. Появляясь на публике с господином Медведевым, туркменский лидер не упускал возможности приобнять коллегу и много улыбался. А перед переговорами в расширенном составе президент Туркмении подарил Дмитрию Медведеву, который сегодня будет отмечать свой день рождения, вороного ахалтекинца и туркменскую саблю.
Еще одним подарком российской стороне стало подписание долгожданного договора о разделе продукции в отношении морского блока 21 Каспийского моря между компанией "Итера" и Государственным агентством по управлению и использованию углеводородных ресурсов при президенте Туркмении. Переговоры на эту тему шли три года, и вчера "Итера" наконец получила право на разработку месторождения с извлекаемыми запасами нефти объемом в 160 млн тонн и попутного газа в 10 млрд кубометров. Осчастливленный итогами переговоров председатель совета директоров "Итеры" Игорь Макаров сообщил журналистам, что в разработку шельфа будет инвестировано около $1 млрд, выразив надежду, что его компания получит доступ и к другим месторождениям Туркмении.
Между тем в решении вопроса возобновления поставок газа в Россию президенты не продвинулись ни на шаг. Дмитрий Медведев предпочел вообще не упоминать эту тему в присутствии журналистов, а Гурбангулы Бердымухамедов лишь сообщил, что "Туркменгаз" проводит профилактические работы на поврежденном газопроводе САЦ-4. Зато о переговорах на эту тему рассказал помощник президента РФ Сергей Приходько. По его словам, в ходе общения двух президентов ни вопрос новой цены туркменского газа, ни сроки возобновления его поставок не обсуждались. "В ближайшие недели состоятся контакты по линии "Газпрома" для согласования параметров,— сообщил господин Приходько.— Я исхожу из того, что ценовые параметры поменяются в сторону снижения цены". Ответить на вопрос, пойдет ли туркменский газ в Россию до конца этого года, Сергей Приходько не смог.
По информации "Ъ", Москва увязывает решение проблемы поставок газа со строительством газопровода Восток—Запад. Эта труба должна вывести газ с крупнейшего в Туркмении Иолотанского месторождения на берег Каспия. И поначалу планировалось, что ее построит "Газпром", рассматривающий Иолотан в качестве ресурсной базы для Прикаспийского газопровода, который должен пройти из Туркмении в Россию через Казахстан. Соглашение об этом должно было быть подписано еще в марте этого года, во время государственного визита в РФ господина Бердымухамедова. Однако по неизвестным причинам документ подписан не был, а позже Ашхабад объявил международный тендер на строительство трубы Восток—Запад. Если его победителем окажется не российская компания, это будет означать, что Туркмения вполне может присоединиться к "антироссийским" газовым проектам, таким как Транскаспийский газопровод, который должен стать составной частью лоббируемого Западом проекта Nabucco.