Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов на заседании правительства страны заслушал доклад вице-премьера по ТЭК Баймурада Ходжамухамедова о завершении дефектоскопии газопроводов, что, по официальной версии, должно позволить «Газпрому» и «Туркменгазу» вернуться к разговору о поставках голубого топлива. Встреча представителей компаний состоится в ближайшее время, возможно, уже на этой неделе. Тем не менее следует отметить, что скорое возобновление закупок туркменского газа «Газпромом» маловероятно, несмотря на политкорректные высказывания Ашхабада по итогам недавнего визита в Туркменистан президента России Дмитрия Медведева.
Г-н Бердымухамедов, судя по всему, настроен на неспешный торг с Кремлем и «Газпромом» по широкому спектру вопросов коммерческого и политического характера. И в качестве козырей держит новые газопроводы в Китай и Иран, о ходе подготовки к торжественному открытию которых было доложено сразу после отчета о техническом состоянии газотранспортной системы для поставок в российском направлении. Церемония ввода в эксплуатацию трубы в КНР намечена на 15 декабря, а в Иран -- на последнюю декаду года. При этом не стоит забывать о том, что переговоры с Москвой в свою очередь будут прекрасным противовесом для торга об условиях поставок газа с Пекином и Тегераном. По информации «Времени новостей», ценовые параметры сделок с китайской CNPC и иранской NIOC пока не определены. Проектная мощность трубы в Поднебесную составляет до 40 млрд кубометров в год, в Иран -- до 12 млрд кубометров в дополнение к уже существующей ветке пропускной способностью 8 млрд кубометров.
Напомним, что в первом квартале «Газпром» закупал туркменский газ в полном объеме по европейским ценам за вычетом затрат на транспортировку (свыше 300 долл. за тыс. кубометров). В апреле цены по долгосрочным контрактам российского концерна в Европе стали снижаться, но Ашхабад, как выяснилось позднее, отказался корректировать объем и цену топлива для «Газпрома». Кроме того, стороны не пришли к согласию относительно развития сотрудничества, гарантиям поставок газа для нового Прикаспийского газопровода проектной мощностью на туркменской территории до 30 млрд кубометров. «Газпром» снизил отбор газа, что оказалось фатальным для одной из ниток действующей газотранспортной системы в Туркмении. Взрыв не только полностью прекратил поставки топлива в портфель «Газпрома» вот уже на полгода, но и привел к резкому охлаждению отношений. Ашхабад открыто обвинил российского монополиста во взрыве и фактически саботировал все попытки договориться на коммерчески приемлемых для Москвы условиях, которые предпринимались на уровне «Газпрома» и заместителей председателя правительства России Виктора Зубкова и Игоря Сечина.
Как уже сообщала газета «Время новостей», приезд президента Дмитрия Медведева на церемонию закрытия ралли «Шелковый путь» на туркменском берегу Каспия в середине сентября был призван завершить «холодную войну» и вернуться к конструктивному сотрудничеству в газовой сфере. Заслушав доклад г-на Ходжамухамедова, президент Туркменистана вновь, как и неделю назад, заявил, что партнерство в энергетической сфере перспективно и отвечает долгосрочным взаимным интересам двух стран. «Мы и впредь будем укреплять и развивать наши отношения с Россией -- исторически давним и стратегическим партнером Туркменистана», -- пообещал глава государства. Но тут же добавил, что ввод новых газопроводов в Китай и Иран «станет очередным важным шагом в практической реализации новой энергетической стратегии Туркменистана, которая предусматривает как увеличение объемов добычи углеводородного сырья, так и диверсификацию поставок энергоносителей на мировые рынки».