На этой неделе в Москву съедутся представители мира 'Большой нефти': премьер-министр Владимир Путин устраивает совещание по разработке гигантских газовых месторождений Ямала - одного из последних оставшихся крупных призов в этой отрасли. Тем не менее, пока не ясно, заинтересуют ли жесткие условия, которые, как ожидается, выставит Россия, хотя бы одну из ведущих нефтяных компаний.
Предстоящая встреча станет очередным сигналом, свидетельствующим о том, что Россия смягчает свою драконовскую позицию по вопросу об иностранных инвестициях в добычу нефти и газа. Ранее Москва утверждала, что не пустит на Ямал западные компании и что российский гигант - ОАО 'Газпром' - будет разрабатывать месторождения региона в одиночку.
На волне роста нефтяных цен Москва 10 лет подряд укрепляла свой контроль над сырьевым сектором, выдавливая из него иностранцев и выращивая подконтрольные государству гигантские компании - такие как 'Газпром' или ОАО 'Роснефть'.
Однако, когда в прошлом году цены на нефть упали, приток средств закончился и Россия вступила в свою первую за десять лет рецессию, настрой Кремля изменился. 'Они поняли, что им необходим финансовый и технический потенциал ведущих компаний', - считает один из западных управленцев-нефтяников.
Если перечислить приглашенных на встречу с премьер-министром, которая пройдет в четверг в городе Салехарде на дальнем севере России, получится список крупнейших компаний. О том, что они направят на совещание своих высокопоставленных сотрудников, в числе прочих заявили Royal Dutch Shell, Total, StatoilHydro и E.On.
Однако, по словам работников отрасли, предложение Кремля, скорее всего, не будет привлекательным для крупных инвесторов. Считается, что месторождения полуострова останутся в безраздельном владении 'Газпрома', который собирается допустить иностранцев только на сугубо технические роли. Это напоминает условия, которые были предложены Total и StatoilHydro, когда речь шла о Штокмане - российском газовом месторождении в Баренцевом море.
'Если все будет как со Штокманом, тогда часть американцев сразу скажет: 'Нет, спасибо'', - полагает наш источник.
Многие, тем не менее, считают, что предстоящая встреча свидетельствует о небольших подвижках в российской энергетической политике, которые могут иметь далеко идущие последствия.
'Изменился тон, - говорит глава Американо-российского делового совета Эд Верона (Ed Verona), бывший сотрудник Exxon Mobil, работавший в России. - Сейчас слышно меньше крикливой националистической риторики и больше разговоров о сотрудничестве, и это вполне понятно, с учетом того, что случилось с российской экономикой за последний год'.
Некоторые из высокопоставленных чиновников признают, что России будет нелегко разрабатывать свои месторождения без поддержки Запада. Часть неразработанных месторождений находится в отдаленных областях - таких как Арктика, Восточная Сибирь или Баренцево море, и у российских компаний нет ни опыта, ни средств, чтобы их разрабатывать.
На прошлой неделе российский министр природных ресурсов Юрий Трутнев предложил смягчить законы, ограничивающие участие иностранных компаний в проектах по добыче энергоресурсов на шельфе. По его словам 'Газпром' и 'Роснефть', которые остались сейчас единственным компаниями, могущими получить лицензию для работы на шельфе, должны формировать консорциумы с иностранными компаниями. Ни 'Газпром', ни 'Роснефть' не обладают большим опытом в морской добыче полезных ископаемых.
Кроме того экономический советник президента Дмитрия Медведева Аркадий Дворкович заявил, что введенные в прошлом году законы, которые ограничивают доступ иностранцев к признанным стратегическими нефтяным и газовым месторождениям оказались слишком жесткими и должны быть переработаны. Один из этих законов предписывает зарубежным компаниям, желающим приобрести более 10 процентов акций компании, которая разрабатывает признанное стратегическим месторождение, получить предварительно согласие правительственного комитета.
Ямал, что на ненецком языке означает 'край света', оказался в центре споров о будущем российской энергетической политики. В недрах этого лежащего на крайнем севере России полуострова находится, как принято считать, по меньшей мере, 12 триллионов кубометров природного газа. Этого хватило бы, чтобы двадцать пять лет полностью удовлетворять потребность Европы в газе. 'Газпром', основные месторождения которого разрабатывались еще в советское время и постепенно истощаются, считает Ямал приоритетным направлением.
Тем не менее, ему предстоит иметь дело с множеством проблем. Ямал - это песок и вечная мерзлота. Отсутствие скального грунта затрудняет строительство на полуострове крупных сооружений. Добыча ямальского газа обойдется в 100 миллиардов долларов, и если цены на газ останутся на нынешнем - весьма невысоком - уровне, она будет экономически нецелесообразна.