USD 89.8225

+0.12

EUR 99.7156

+0.52

Brent 71.06

-0.4

Природный газ 2.289

-0

...

Зависимость бюджета от цен на нефть фантастически выросла

Зависимость российского бюджета от цен на нефть фантастически выросла: чтобы он был бездефицитным в 2010 г., нефть должна стоить $105 за баррель. Еще два года назад хватало цены в полтора раза меньше.

Зависимость бюджета от цен на нефть фантастически выросла


Зависимость российского бюджета от цен на нефть фантастически выросла: чтобы он был бездефицитным в 2010 г., нефть должна стоить $105 за баррель. Еще два года назад хватало цены в полтора раза меньше.
Из-за снижения ненефтегазовых доходов бюджета и роста расходов зависимость госказны от цены нефти «фантастически выросла», посчитала главный экономист «Альфа банка» Наталья Орлова. В 2008 г. бюджет был бы бездефицитным при $62 за баррель, в 2009 — при $99, а в 2010 — при $105. Это резко отличается от $20-40, балансировавших бюджет в 2000-2006 гг., замечает Орлова: «Если расходы останутся неконтролируемыми, для сохранения баланса бюджета понадобится постоянный рост цен на нефть».

Из-за старения населения проблема пенсионного обеспечения рано или поздно станет главной проблемой бюджета, но «возникает ощущение, что правительство стимулирует этот процесс, ускоряя рост соцрасходов», отмечает Орлова. Доходы от социальных отчислений в 2007-2010 гг. остаются почти неизменными (порядка 2 трлн руб), а соцрасходы за эти годы выросли в 2,5 раз до почти 5 трлн руб., последние три года их рост составлял в среднем на 33% в год, в том числе в 2010 г. — 45%. В 2009 г. дефицит социальных платежей был 1,3 трлн руб., в 2010 г. составит 2,8 трлн руб.

Вялый рост экономики пока дает мало надежд на улучшение доходов бюджета, говорит Орлова, — хотя, по ее оценкам, дефицит в 2010 г. будет все же заметно меньше официального прогноза (2,2 трлн руб., а не 2,9 трлн руб). Стабфонд перестали накапливать и намерены полностью потратить в этом году (на 1 марта в нем было порядка 1,8 трлн руб). У России низкий уровень госдолга (2,3% ВВП — внешнего и 4,6% ВВП — внутреннего), что дает возможность занимать дешево, но это — ловушка, предупреждает Орлова. Учитывая разрыв по социальным платежам, заемные средства вряд ли будут использованы для экономики, говорит Орлова, а займы для финансирования социальных обязательств не способствуют повышению инвестиционной привлекательности заемщика. Следовательно, стоимость новых займов и издержки по обслуживанию долгов будут расти.

С экономической точки зрения внешние займы не имеют никакого смысла вне зависимости от того, сбалансирован ли бюджет, убежден главный экономист «Тройки Диалог» Евгений Гавриленков. Говорят, что евробонды Минфина зададут ориентир для рынка облигаций, но они зададут и новый ориентир для госрасходов бюджета, предупреждает он: экономике это вряд ли поможет, зато может сыграть на руку «группе энтузиастов, всегда готовых вкладывать триллионы бюджетных средств в различные таинственные проекты, нацеленные на диверсификацию или, как сейчас модно говорить, модернизацию экономики». Займы приведут к росту госрасходов, росту зависимости бюджета от цен на нефть, росту дефицита, и , в конечном счете, ослаблению того самого ориентира для рынка, считает Гавриленков.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram