USD 89.8225

+0.12

EUR 99.7156

+0.52

Brent 71.06

-0.4

Природный газ 2.289

-0

...

Нефть встала порожняком

На Дальнем Востоке – железнодорожный коллапс: там скопилось более 5 тыс. пустых нефтяных цистерн. В дальневосточном филиале РЖД угрожают ограничить погрузку в адрес «Транснефти». Трубопроводный оператор винит в возможном срыве экспортной программы России монополизм РЖД.

Нефть встала порожняком

На Дальнем Востоке – железнодорожный коллапс: там скопилось более 5 тыс. пустых нефтяных цистерн. В дальневосточном филиале РЖД угрожают ограничить погрузку в адрес «Транснефти». Трубопроводный оператор винит в возможном срыве экспортной программы России монополизм РЖД.


«Транснефть» планирует обратиться в Федеральную антимонопольную службу с жалобой на «Российские железные дороги». Причина – проблемы при отгрузке нефти у порта Козьмино в рамках проекта «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО). Кроме того, «Транснефть» заявила о готовности обратиться в транспортную прокуратуру, если отгрузка не возобновится в прежнем режиме.


Нефтеналивной порт Козьмино расположен в конечной точке трубы ВСТО в Приморском крае. На первом этапе реализации проекта ВСТО терминал принимает нефть по железной дороге.


За 7 месяцев 2012 года к порту было поставлено 8,952 млн т нефти при объеме экспорта из России в целом за полгода на уровне 120,4 млн т.


Из-за ограничений по числу вагонов, которые ввели РЖД на разъезде Хмыловский Дальневосточной железной дороги, оказалась под угрозой погрузка нефти в Козьмино, утверждают в «Транснефти». Это, как было сказано в трубопроводной монополии, ставит под угрозу график отгрузки танкеров и выполнение экспортной программы.


Проблемы «Транснефти» на Дальневосточной дороге начались в мае. Ространснадзор тогда отменил договор между РЖД и «Транснефтью» о перевозке на особых условиях до 15 мая темных нефтепродуктов в цистернах для светлых нефтепродуктов. Из-за этого «Транснефть» начала отставать от графика погрузки нефти в Козьмино.


В мае же РЖД ограничили использование вагонов украинского завода «Азовмаш» из-за аварий, вызванных браком при производстве: у вагонов ломались боковые рамы тележек. В «Транснефть-Логистика» («дочка» «Транснефти») в авральном режиме начали заменять вагоны «Азовмаша» на вагоны других производителей (речь шла о выводе более тысячи вагонов).


«После майского коллапса РЖД мы, чтобы не отставать от графика, были вынуждены увеличить число используемых составов на 25–30%, ежесуточно было задействовано примерно 40 составов», – говорит пресс-секретарь «Транснефти» Игорь Демин.


Но арендованные у частных операторов вагоны «Азовмаша» отправлять владельцам не удавалось, они начали скапливаться на полигонах Дальневосточной и Забайкальской дорог.


В итоге 25 июля РЖД ввели лимиты на оформление порожних вагонов на станции Грузовая. Тем не менее, по данным Дальневосточной дороги на 1 августа, на Грузовой скопилось 800 порожних цистерн, ожидающих оформления перевозочных документов. «Работа станции парализована», – сообщили в компании.


В РЖД говорят, что лишний подвижной состав занимает станционные пути на всем Восточном полигоне Транссиба, и это крайне негативно сказывается на продвижении поездов.


«Парализован прием нефтяных составов, движение 16 груженых составов остановлено», – уточнили 2 августа в «Транснефти».


«Причина – сверхнормативное наличие порожнего состава под погрузку назначением на станцию Сковородино Забайкальской железной дороги, – объяснили в РЖД. – Это более 4,35 тыс. порожних вагонов-цистерн (норматив – 3–3,5 тыс. вагонов)».


«Причем 1,9 тыс. вагонов брошены на инфраструктуре Забайкальской дороги из-за невостребованности под погрузку», – заявили в филиале РЖД.


Решением проблемы могло бы стать оформление вагонов в адреса других станций или на отстой на инфраструктуре дорог, предложила монополия, но руководство «Востокнефтетранса» (совместное предприятие «Транснефти» и «Уралвагонзавода» представляет вагоны для перевозки нефти в рамках ВСТО и управляет станцией «Грузовая») мер по оформлению вагонов в другие адреса не принимает, сетуют в РЖД.


«Насколько мы понимаем, сейчас у РЖД не хватает локомотивных бригад для обеспечения транспортировки, – парировал представитель «Транснефти». – В связи с чем РЖД требует от нас сократить количество используемых составов до уровня марта-апреля». В компании согласны на сокращение, но постепенное: в августе сократить число вагонов на 500 штук, в сентябре – на 700. «Но РЖД требует немедленного сокращения, и сейчас они просто перестали оформлять наши составы, – добавляет Демин. – РЖД говорит о некоем лимите, который мы исчерпали, но законодательством лимит не предусмотрен».


В «Транснефти» считают, что компания РЖД злоупотребляет положением монополиста и ставит под угрозу загрузку танкеров в Козьмино. «Мы направили письмо Владимиру Якунину (президент РЖД. – «Газета.Ru») и ожидаем его вмешательства, но пока никаких мер не принято», – говорит Демин.


Ранее главы Дальневосточной железной дороги направили письма с предложением по стабилизации ситуации на дороге вице-президенту «Транснефти», гендиректору «Транснефть-Логистики» и руководству «Востокнефтетранса», но тоже сетуют, что ничего не изменилось. В филиале РЖД в ночь на 2 августа сообщили, что подготовили обращение в центральный офис об ограничении погрузки нефти назначением на станцию Хмыловский в адрес грузополучателя «Транснефть-Логистика».


Источник, близкий к трубопроводной монополии, не исключил урегулирования ситуации к вечеру 2 августа.


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram