ЛУКОЙЛ продолжает искать новые проекты за рубежом — компания претендует на разработку украинского шельфа, она подала заявку на участие в тендере на Скифский участок в Черном море. Вложения в проект оцениваются на уровне $10–12 млрд, платеж за лицензию превысит $300 млн. Конкурентом ЛУКОЙЛа будет консорциум мировых мейджоров и НАК «Надра Украины», поэтому эксперты сомневаются в успехе российской компании.
LUKOIL Overseas Ukraine B.V. подала заявку на участие в тендере на разработку нефтегазового Скифского участка в Черном море, сообщил в пятницу министр экологии и природных ресурсов Украины Эдуард Ставицкий. Также на участок претендует консорциум из ExxonMobil, Shell, дочерней структуры австрийской OMV (Petron) и государственной НАК «Надра Украины». Заявки рассмотрят в течение пяти дней, а итоги подведут через месяц.
Скифский участок, на который претендуют компании, имеет площадь 16,7 тыс. кв. м и расположен на шельфе Черного моря. По оценкам государственной службы геологии и недр Украины, прогнозные извлекаемые ресурсы участка составляют 35 млрд. куб. м газа и 25–60 млн т нефти. Власти Украины объявили тендер на два нефтегазоносных участка — Скифский и Форосский два месяца назад, однако на последний претендентов не нашлось. За документы на Скифский участок компании должны были заплатить $1,48 млн. Эту сумму перечислили всего два претендента — ЛУКОЙЛ и консорциум международных компаний, в случае победы которого оператором проекта будет ExxonMobil.
Победитель подпишет с властями Украины соглашение о разделе продукции сроком на 50 лет. В течение десяти дней после этого он обязан перечислить в бюджет Украины специальный платеж, минимальный размер которого составляет $300 млн. Суммарный объем инвестиций, необходимый для разработки Скифского участка, оценивался правительством страны в $10–12 млрд. По соглашению в качестве возмещения расходов инвестор сможет забирать максимум 70% добытой нефти и газа. Первый этап работ на участке по условиям тендера продлится пять лет. За это время победитель обязан провести сейсморазведку 3D и пробурить не менее одной скважины на участке. Инвестиции на этом этапе должны составить минимум $200 млн.
У LUKOIL Overseas большой опыт работы на шельфе. Компания разрабатывала участки Каспийского моря, прибрежные участки Кот-д’Ивуара, Ганы, Румынии, Вьетнама, акватории Сьерра-Леоне. Сейчас она готовится к участию в тендере на шельф в Норвегии, создав СП с тремя местными игроками.
Но, отмечает Денис Борисов из Номос-банка, степень изученности черноморского шельфа ниже, чем на Каспии, и «не факт, что по итогам геологоразведки предполагаемые ресурсы на Скифском участке подтвердятся». Кроме того, по мнению аналитика, ЛУКОЙЛу в случае победы в тендере предстоит интенсивный процесс переговоров с властями Украины по поводу стоимости добытого газа. Однако, учитывая желание страны избавиться от зависимости от «Газпрома», у ЛУКОЙЛа есть хорошие шансы продавать газ по рыночной цене — даже если она будет меньше, чем у российской монополии, рентабельность, по мнению Дениса Борисова, «будет приемлемой». В то же время Константин Черепанов из UBS считает, что шансы ЛУКОЙЛа на победу в борьбе с гораздо более опытными мейджорами невысоки.