Недра можно и нужно обсуждать!
Депутаты и сенаторы от ХМАО обсудили "Закон о недрах"
Участники конференции - депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Российской Академии наук, федеральных органов исполнительной власти, законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, межрегиональных ассоциаций, союзов и компаний- недропользователей говорили об отсутствии четкого разграничения предметов ведения и компетенции РФ и её субъектов, механизмов законодательного стимулирования региональных поисково-оценочных работ, правовых основ для внедрения рентных принципов налогообложения в недропользовании.
Ханты-Мансийский автономный округ на научно-практической конференции представляли депутат Государственной Думы Владимир Асеев, член Совета Федерации Геннадий Олейник, заместитель Председателя Правительства ХМАО по вопросам недропользования и ТЭК Владимир Карасев. Как подчеркнул в своем выступлении Владимир Карасев, к Закону Российской Федерации "О недрах" необходимо подходить осторожно, без "революционных скачков". "Если мы часто будем менять законодательство по вопросам недропользования, - сообщил он Югра-Информ, - мы не будем иметь инвестиционных вложений". Геннадий Олейник в интервью нашему корреспонденту отметил, что пока в государстве не определены основные принципы законопроектной деятельности по вопросам использования природных ресурсов, подобные мероприятия будут пустым разговором. Первый принцип: участвует субъект Федерации в общественных процессах управления недропользованием или нет? Второй: надо ли заниматься воспроизводством минерально-сырьевой базы? Третий - необходимо определиться, кому принадлежит то, что дано "от бога", а кому - то, что создается человеческим трудом. По мнению Олейника, то, что дано "от бога", должно принадлежать всему российскому народу. А то, что создаётся трудом - господам-бизнесменам. Речь идет о природной ренте, которая в настоящее время отчуждается в пользу недропользователей, а государство при этом присутствует. Любой недропользователь, считает сенатор, выступает в качестве субъекта рынка в двух ипостасях. С одной стороны, он приобретает какие-то права, покупает на аукционах участки недр. С другой, продает продукцию, которую производит. Продажа этой продукции зависит от рыночной конъюнктуры. По мнению Олейника, пока на все эти вопросы не будут даны ответы, обсуждения законопроектов о недропользовании будут продолжаться бесконечно.
Владимир Асеев депутат Государственной Думы от Ханты-Мансийского автономного округа, на вопрос нашего корреспондента о том, высказывались ли на конференции рациональные предложения в пользу недропользователей, ответил: "Практика, сложившаяся на сегодняшний день в системе государственного недропользования, правильная и близка к жизни". Владимир Асеев отметил выступление директора Института нефти и газа Российской Академии наук Анатолия Дмитриевского, который в качестве положительного примера субъектов с рациональным и эффективным использованием природных ресурсов привел Ханты-Мансийский автономный округ.
В выступлениях Президента НК "ЮКОС" Михаила Ходорковского и заместителя Председателя Правления Тюменской нефтяной компании Германа Хана было отмечено, что принцип "двух ключей" должен быть сохранен. Места расположения месторождений полезных ископаемых должны быть предметом ведения муниципалитетов, которые осуществляют свои права и функциональные обязанности в регионах. По мнению Ходорковского и Хана, взаимодействием всех органов управления можно придать динамику развитию геологического комплекса России. Современное понятие о ренте говорит о том, что она существует не только в горном деле, сельском хозяйстве, но во многих отраслях материального производства, по-разному себя проявляет и по-разному действует.
Поставленная Президентом РФ Владимиром Путиным задача значительного увеличения темпов роста отечественной экономики предлагает разработку и применение новых финансово-экономических механизмов и организационных решений в сфере управления и использования национального достояния - природных ресурсов. Реформирование законодательной базы должно послужить основой создания таких конкурентных условий для недропользователей, при которых они, с одной стороны, были бы вынуждены с наибольшей отдачей рационально использовать предоставленный им государственный ресурс, с другой, государство должно обеспечить стабильный, предсказуемый, законодательно закрепленный режим недропользования.