М.Барков. «Транснефть готова выступить подрядчиком в проекте строительства нефтепровода для обеспечения экспорта российской нефти в Центральную Европу в обход Украины».
Вероятно, речь идет о соединении 2-х веток нефтепровода Дружба в местах его прохождения по территории Германии и Чехии.
По нефтепроводу Дружба российская экспортная смесь нефти Urals транспортируется в Восточную и Центральную Европу
По словам М.Баркова, в случае положительного решения протяженность соединительного трубопровода составит около 300 км, а стоимость строительства около 3 млрд евро.
Вероятно, это элемент давления, потому что в похожей ситуации с Белоруссией в далеком 2007 году ситуация развивалась по похожему сценарию.
Власти не раз вынуждены были вынуждены "переводить" транспортировку российской нефти из политики в экономику.
Как тут не вспомнить, что «худой мир лучше доброй ссоры».
Этот проект выглядит демонстративно.
Проект и связанные с ним расходы, это прямое следствие противостояния России и Украины, в том числе по «газовому вопросу».
России нужна Украина, как потребитель газа, а Украине нужны российские сыроеды, и не только.
Возможно, эти переговоры являются очередным средством давления на Украину, и до практической реализации этого не дойдет, если стороны договорятся.
Если не договоримся, то практическая реализация проекта будет выглядеть так.
Сейчас нефтепровод с символическим названием Дружба разделяется в Белоруссии на 2 ветки.
Северный маршрут: Белоруссия - Польша – Германия.
Южный маршрут: Белоруссия - Украина – Венгрия - Словакия - Чехия.
Мощность нефтепровода — 66,5 млн тн в год.
Подряд на строительство нефтепровода может получить, например, Стройтрансгаз, уже имеющий успешный опыт строительства газопровода и СПЗГ в Чехии.
После завершения строительства обходного германо-чешского нефтепровода ветка Белоруссия – Украина будет законсервирована.
По обходному маршруту ежегодно будет транспортироваться около 16 млн тн нефти.
Настолько же, соответственно, упадет транзит по украинской Дружбе.
Если учесть, что по данным Минэнергоугля Украины, в 2011 году транзит российской нефти через территорию Украины в Европу по украинской части Дружбы уже упал на 2,3 млн тн, до 17,7 млн тн, то, очевидно, что после завершения строительства обходного нефтепровода украинскую часть Дружбы нужно будет консервировать.
Что дальше, спросите Вы?
Менталитет бизнеса и руководителей в наших странах одинаковый.
Логично предположить, что украинский бизнес расстроится от демонстративно недружественных действий российского бизнеса и еще больше снизит потребление российского газа, а Россия запретит поставку украинского шоколада и тд и тп.
Думаете случайно Горадминистрация Севастополя «совсем недавно выяснила, что 38 причалов, которые используются Черноморским флотом РФ, не вошли в межправительственное соглашение»? И ставит вопрос о том, что нужно их или вернуть городу, или предоставлять за них какую-то компенсацию?
Россия получит у своей границы не совсем дружественную державу.
Мы уже не говорим, что мы братские славянские народы.
Организовать поставку катарского СПГ на Украину с какого-нибудь южноевропейского терминала – это дело техники.
Это выгодно хотя бы потому, что цена на газ будет существенно ниже.
Придется повысить в «узких местах» мощность реверсного нефтепровода, но это подъемно.
Кстати, на Катар Neftegaz.RU рекомендует в этой связи обратить особое внимание.
Катар не делает ставку на поставках именно СПГ, а стремительно развивает переделы, увеличивая добавочную стоимость нефти и газа.
За последнее время Катар заключил массу высокотехнологичных соглашений с нефтяными «мейджорами».
Только установок парового крекинга построено и строится несколько.
«Гибкости» Катара можно только позавидовать.
Сначала Катар организует поставки газа в США, планируя долгие годы обеспечивать эти поставки.
Вдруг США, озабоченные сланцевым газом, превращаются из импортера катарского газа в экспортера собственного СПГ.
Катар, ничтоже сумняшеся, просто нашел новые рынки сбыта, сохранив добрые отношения с США.
При этом поставил задачу заменить экспорт нефти и газа продуктами более высокого передела.
Снижение цен Газпромом для европейских потребителей показывает, что компания тоже старается стать более гибкой.
Поучаствовать бы Газпрому еще в 6-ти кластерном плане развития газо - и нефтехимии.
Может Южный поток и строить бы было не нужно?
А почему не озаботится глубоким переделом нефти на общероссийском уровне и не направить нефтяные потоки на установки крекинга?
Тогда для экспорта нефти просто не будет хватать.
Доходов было бы больше, а Gunvor - переориентировать.
Да и с Украиной бы наладилось