Глава минпромэнерго Азербайджана Н. Алиев уклончиво говорит, что проект Транскаспийского газопровода (ТКГП) включает в себя не только вопросы статуса Каспия, но и политику, и коммерческие интересы сторон.
Н. Алиев заметил, что если Азербайджан найдет проект строительства Транскаспийского газопровода важным и необходимым для страны, то руководство страны создаст все необходимые условия для его реализации на территории республики.
Министр тоже считает, что переговоры, осуществляемые европейскими специалистами, говорят о заинтересованности Евросоюза в реализации этого проекта.
Тема ТКГП периодически всплывает для обсуждения.
Очередной всплеск интереса к проекту ТКГП был в октябре 2011г.
Тогда на него вяло отреагировал Д.Медведев.
Еще более вяло отреагировал Казахстан.
По мнению Н. Алиева, основные вопросы проекта — это вопросы финансирования и обязательств сторон, такие, как, например, обязательства по прокачке по трубопроводу не меньше 30 млрд м3/год газа и гарантии от Евросоюза на закупку этого объема.
Отказавшись "играть" на трубе Nabucco, Запад активно продвигает более прагматичный азербайджанский проект TANAP, который может составить реальную конкуренцию Южному потоку.
Азербайджан , теоретически, может своими мощностями загрузить этот газопровод, и ему никто не нужен.
Но ЕС нужно привлечь к проекту среднеазиатские страны, чтобы ослабить и Россию, и в 1-ю очередь, Китай.
Поэтому, Азербайджан - лавирует, идя разными галсами.
Морская тематика популярна среди прикаспийских стран, которые в последнее время усиленно развивают ВМС.
Как ни банально это звучит, но это - весомый аргумент принятия решения по ТКГП.
Присоединяясь к идее, прозвучавшей на Саммите прикаспийских стран в столице Азербайджана в 2010 г, по которой Транскаспийский газопровод принадлежит 2-м странам, Н. Алиев захотел услышать мнения всех лидеров прикаспийских стран по данному проекту. «Вместе с тем, — сказал он, — это не означает, что «прикаспийская пятерка» должна решать возможность или невозможность его реализации».
Заботит Н. Алиева, вероятно, и нерешенный спор с Туркменистаном о принадлежности месторождения Кяпаз (Сердар) на Каспийском море.
Пока Туркменистан и Азербайджан не определятся по этому вопросу, о проекте Транскаспийского газопровода можно забыть.