Казахстан планирует экспортировать через Азербайджан и Грузию в Европу нефть с Кашаганского месторождения, а так же зерно.
Главным условием для использования данного маршрута является наличие конкурентоспособных тарифов на перевозку.
Об этом сообщил по результатам встречи с министром финансов Грузии Н. Хадури временный поверенный в делах Казахстана, руководитель казахстанской дипмиссии в Грузии А.Турсунов.
Однако поставка продукции Казахстанапо этому маршруту -это не главное, чем заинтересовали Казахстан.
Гораздо более интересно Казахстану использовать свою территорию для транзита товаров из Китая в Европу.
Сейчас годовой объем внешней торговли между КНР и Европой превышает 500 млрд долл США и демонстрирует тенденцию среднегодового роста в 8%.
На этой основе строятся прогнозы, по которым, к 2020 г показатель может составить 800 млрд долларов США.
"Несомненно, что часть этого грузопотока можно направить по линии Актау - Баку - Тбилиси - порты Грузии” - оптимистично добавил А.Турсунов, объяснив, что по этой причине, в частности, КазТрансОйл приобрел Батумский морской порт и нефтяной терминал в Западной Грузии.
Лукавит А.Турсунов, не думали тогда казахстанцы о Китае.
Думали о поставке казахстанских углеводородов в Европу.
В том же 2007 г КазМунайГаз стал владельцем 75% акций румынской компании Rompetrol, которой хотели передать в управление Батумский нефтяной терминал.
В январе-июле 2012 г объём перевалки нефти и нефтепродуктов через Батумский нефтяной терминал (БНТ) составил 3,057 млн т.
Азербайджан также непрочь использовать транспортные преимущества Грузии.
SOCAR (ГНКАР) в начале ноября 2012 г планирует начать перевалку химической продукции через Кулевский нефтяной терминал компании в Грузии.
Также было отмечено, что операции в Батумском морском порту и Батумском нефтяном терминале Грузии полностью отвечают политике возрождения исторической роли Казахстана и Южного Кавказа в качестве моста между Европой и Азией, связывающего крупнейшие рынки Китая, Европы, Центральной Азии и Персидского залива.
Нефтяной терминал в Батуми был основан в 1883г. с участием компании братьев Нобель, которые перевозили нефть из Баку через Батуми.
Терминал был модернизирован и приватизирован в 1999г.
КазТрансОйл, «дочка» КазМунайГаза, получила 100%-й контроль над Batumi Industrial Holdings Limited (далее - BIHL) в феврале 2008 г.
Транзитный маршрут из Китая в Европу через Казахстан и Южный Кавказ имеет неоспоримое преимущество: он значительно короче по сравнению с морским маршрутом через Суэцкий канал.
Но, не нужно забывать, что есть и другие маршруты, в том числе и через Россию.