Санкции США против Ирана вредят интересам Турции, сказал министр энергетики и природных ресурсов Турции Т. Йылдыз.
Это подтверждают и сами американцы в октябрьском докладе управления по энергетической безопасности США.
Правда речь здесь идет о готовящемся эмбарго на поставки иранского газа.
Поддерживая эмабрго США на поставку иранской нефти, Турция сама себя вынудила, расплачиваться золотом за экспортируемые иранские углеводороды.
Передача части золотого запаса – это ещё не самое неприятное в последствиях проамериканской политики Турции , под угрозой может оказаться и территориальная целостность страны.
Т. Йылдыз сообщил, что в связи с этим Турция ведет переговоры с американским правительством по поводу новых санкций, которые Сенат США намерен применить в отношении Ирана, еще раз отметив, что санкции США против Ирана ни к чему Турцию не обязывают.
«Турция уважает и пытается следовать санкциям ЕС против Ирана в энергетической сфере. Но применение односторонних санкций одной страны в отношении другой нас ни к чему не обязывает», - сказал Т. Йылдыз.
Непродуманность санкций против Ирана показали их неэффективность.
Вероятно, расчет был на быструю победу, типа блиц-крига.
Однако можно привести массу примеров , показывающих неэффективность санкций.
Россия эмбарго не поддержала.
ОСК и Зеленодольский Завод Ак Барса наперебой предлагают строить для Ирана транспортные суда и добывающие платформы на Каспии.
Хотя Иран сам научился строить крупнотоннажные танкеры.
К примеру, 24 июля 2012 г на острове Садра в районе порта Бушер состоялась церемония спуска на воду 1-го нефтеналивного танкера типа Афрамакс иранской постройки.
Р. Касеми сообщил 19 ноября 2012 г , что несмотря на происки врагов Ирана, имеющиеся сегодня в распоряжении Ирана нефтеналивные танкеры способны ежедневно доставлять до 2 млн баррелей нефти в различные регионы мира.
Складывается впечатление, что Иран живет - не тужит своей жизнью в своем окружении партнеров, а санкции – где-то в другом мире.
Поэтому, разброд в стане стронников санкций против Ирана продолжается, и пример Турции - показателен.
Позиции Турции явно меняются.
И осторожные высказывания Т. Йылдыз явное тому подтверждение.
Проводимая внешняя политика Турции не всегда опирается на её собственные интересы, но очевидный вред своей экономике Турция старается не наносить.
Т. Йылдыз отрицает обязательства Турции в поддержке чьих- либо интересов, но это не так.
То, что позиция Турции по Сирии может привести войне с соседом, это полбеды для страны, но, обострение проблемы турецкого Курдистана на юго-востоке страны, чревато территориальной целостностью.
Учитывая множественность интересов в регионе, именно Турции вместе с Ираком и Ираном придется решать проблемы Сирии, которая ведет замысловатую политику.
Международные санкции против отдельно взятой страны показали свою неэффективность, поэтому , проще решить проблему Сирии на локальном, соседском уровне.
Высказывания Т.Йылдыза показывают некий боковой тренд в сторону сближения с Ираком и Ираном.
Неким подтверждением изменения политики Турции является и заключение Газпромом долговременных (до 30 лет) контрактов с частными турецкими компаниями Akfel Gaz; BosphorusGaz, дистрибуторской "дочкой"Газпрома; Kibar Holding и Баты Хатты на поставку газа
Глобальная политика Запада не в полном объеме соответствует стратегии Турции.
Европа, озабоченная растущей зависимостью от российского газа, сейчас поддержит любой проект поставки газа в страны ЕС, альтернативный российскому.
Будь то МГП TANAP, или МГП Иран-Ирак-Сирия.
США крайне озабочены стремительным развитием Ирана, Китая, и их крепнущим сотрудничеством.
Все это волнует Турцию в меньшей степени.
Меж тем, Сенат США рассмотрит новые санкции, направленные на сокращение мировой торговли с Ираном в области энергетики, судоходства и металлургической промышленности. Санкции могут ограничить экспорт и импорт в Иран драгоценных металлов.
Ранее вице-премьер Турции А. Бабаджан посетовал на необходимость оплаты золотом за импортируемый из Ирана газ, в связи с международными санкциями.
Согласно информации Института статистики Турции, экспорт золота из Турции в Иран во 2-м квартале 2012 г составил 4,8 млрд долл США против 1 млрд долл США в 1-м квартале 2012 г.
Турция импортирует из Ирана ежегодно 8 млн т нефти и 8 млрд м3 газа.