ЕС готов к созданию 3-стороннего консорциума Украина-ЕС-Россия по управлению украинской ГТС при определенных гарантиях.
Об этом заявил глава представительства ЕС в Украине Я. Томбинский.
«ЕС будет к этому готов, однако нам нужна прозрачность и определенные гарантии», - сказал Я.Томбинский в эфире телеканала ТВi 20 марта 2013 г.
Для ЕС важна бизнес-среда, инвестиционный климат и ситуация с коррупцией.
«Это те предусловия для того, чтобы европейский бизнес хотел принимать участие в этом консорциуме», - грамотно отметил Я.Томбинский.
Я.Томбинский также сообщил, что украинская ГТС находится в собственности Украины, и именно она должна обратиться к европейской стороне по вопросу дальнейшего управления этой системой.
«Европа готова присоединиться к этим переговорам, но мы конечно же должны дать определенные гарантии европейским кампаниям от имени ЕС по поводу участия в таком 3-стороннем консорциуме по управлению украинской ГТС", - отметил посол.
Должны быть совместные обязательства сторон, принят определенный пакет договоренностей, который, в том числе, может предусматривать возможность работать в реверсном режиме.
Несколько иное видение ситуации у Н.Азарова.
Напомним, что 19 марта 2013 г Н. Азаров сообщил, что 3-сторонний формат создания консорциума по управлению украинской ГТС возможен, если ЕС захочет в нем принимать участие. Что и произошло.
Цитаты от Н.Азарова.
«3-сторонний консорциум зависит от 3-й стороны. Мы готовы, Россия готова, где та 3-я сторона?», - раздраженно сказал премьер.
«Где поддержка ЕС вот этих форм сотрудничества? Мы же 3 года говорим об этом. Скажите, сколько нам еще ждать? Год, два?».
«Вот вы говорите: Аккуратнее с Россией. Давайте предложения. Если вы дадите нам предложение, мы будем готовы его обсуждать с российской стороной, но вы же не даете его. Вы нам просто говорите, что надо бы создать. Мы уже подошли к той точке, когда надо решение принимать».
На вопрос, означает ли это, что Украина уже решила создать 2-сторонний консорциум с Россией, Н.Азаров сказал: «Решение будет тогда, когда будут подписаны соответствующие соглашения».
Украинские власти уверены, что модернизация украинской ГТС менее затратный и более эффективный проект, чем МГП Южный поток, и давно призывают российские власти отказаться от идеи строительства этого магистрального газопровода, но пока безуспешно.
Н.Азарова можно понять.
Невеселая информация была из Норвегии, где 29-30 ноября 2012 г был с деловым визитом Н.Азаров.
«Украина разочарована, что ЕС не проявляет активности в проекте по модернизации украинской ГТС», - печально сообщал Н. Азаров после встречи с премьер-министром Норвегии Й. Столтенбергом, в сердцах добавив, -
«Зачем Украине содержать очень дорогую мощную ГТС, если потребители в ЕС не проявляют заинтересованности в ее модернизации, а поставщики РФ строят пути в обход Украины?».
Напомним, что в декабре 2011 г Украина оценила свою ГТС в 20 млрд долл США.
Украина не получила поддержку ЕС в переговорах с Россией по снижении цены на газ.
Украина не получила ответ на участие ЕС в консорциуме с Украиной и Россией по модернизации ГТС Украины.
Также президент Украины В. Янукович заявлял о том, что Россия должна гарантировать определенные объемы транзита газа в Европу, если хочет участвовать в консорциуме по управлению украинской ГТС.
«Мы хотим,… чтобы украинская ГТС работала надежно, чтобы она имела возможность прокачивать в Европу определенные объемы газа, и чем больше, тем лучше. И чтобы она была технически модернизирована», — сказал В.Янукович.
По его словам, Украина на переговорах по газу с РФ не будет торговать суверенитетом, но должна где-то уступить.
На этом фоне слова оптимистичного Я.Томбинского о готовности ЕС участвовать в консорциуме выглядят неким диссонансом.