Европейские страны не должны блокировать программы разработки месторождений сланцевого газа в Европе, заявил еровкоммисар по энергетике Гюнтер Эттингер.
По его словам Еврокомиссия поддерживает подобные инициативы.
«Мы должны быть открытыми к таким проектам и позволить заинтересованным странам - например, Великобритании или Польше – развивать экспериментальные программы в этой области, на основе которых можно было бы провести общеевропейскую экспертизу. Из потребляемых в Европе 550 млн м3 газа только треть приходится на наши собственные ресурсы, но и эта доля уменьшается, – сказал Г. Эттингер. –Так что нет ничего странного в том, что к 2025-2030 гг определенную долю в структуре европейского газового потребления займет сланцевый газ».
Г. Эттингер также указал на необходимость «разнообразить варианты снабжения газом» потребителей в Европе путем «разработки новых источников, развития оптового рынка, инвестиций в единую энергетическую сеть и строительство терминалов для сжиженного природного газа».
В связи с этим Г. Эттингер отметил, что от предстоящего 22 мая саммита ЕС, в повестку которого включены вопросы энергетики, он ожидает «четкого политического сигнала, направленного на европеизацию энергетической политики». «Впервые на подобной встрече будут обсуждаться не только проблемы безопасности поставок энергоносителей или «озеленения» энергоструктуры союза, но и ценовая политика стран в данной области. Мы сталкиваемся со все большим количеством проблем на нашем внутреннем рынке. Газовый рынок, на котором цена за мегаватт-час варьируется от 23 до 43 евро, разбит на части», - пояснил он.
Кроме того еврокомиссар указал на угрозу увеличения зависимости Европы от иностранных поставщиков газа.
«В то время как США собирается стать самодостаточным государством и даже начать экспорт газа, выигрывая за счет цены, в 4 раза ниже той, которую платят европейские страны, Евросоюз попадает во все большую зависимость и скоро должен будет импортировать до 80 % потребляемого газа и нефти», – расстраивался Г. Эттингер.
Поэтому, подчеркнул он, «необходимо решить проблему с конкурентоспособностью европейской энергетической отрасли», обеспечив тем самым выживание наиболее энергозатратных отраслей экономики Европы, и подспорьем в этом для европейцев как раз и могут стать перспективные месторождения сланцевого газа.
Отметим, что в словах Г. Эттингера черезчур много оптимизма.
В той же Польше многие компании уже успели отказаться от разработок сланцевого газа.
Не так давно, в середине мая 2013 г Польская государственная нефтяная компания Lotos заявила о выходе из проектов по разведке сланцевого газа на территории Польши.
Ранее от планов разведки и добычи сланцевого газа, который должен стать одним из столпов энергетической безопасности Польши, отказались зарубежные корпорации ExxonMobil, Talisman иMarathon Oil.
Внимание к разработке сланцевого газа в Польше создавалось искусственно, считают эксперты.
Не секрет, что KGHM, Tauron и PGE согласились на сотрудничество с польской PGNiG под давлением бывшего министра государственной казны М. Будзановского (покинувшего пост в апреле 2012 г).
Именно М. Будзановский был сильнейшим лоббистом идеи польского сланцевого газа.
Без М. Будзановского тема сланцев в Польше постепенно будет отходить на второй план, считают эксперты.
Кроме того, не следует забывать, что добыча сланцевого газа – процесс довольно грязный.
Напомним, для добычи природного газа, залегающего в плотных слоях горючего сланца, применяется метод гидроразрыва пласта, или фрекинг.
Его особенность заключается в нагнетании в скважину под большим давлением смеси воды, песка и большого количества химикатов.
Вода приподнимает пласт, разрывая его, а затем откачивается.Через возникающие при этом трещины и пустоты газ свободно поступает наверх.
Такая технология мягко говоря не лучшим образом сказывается на экологии.
Во-первых, неумолимая статистика свидетельствует, что в США за годы разработки сланцевых пластов ощутимо возросло количество землетрясений.
Это можно было бы считать случайным совпадением, но первые же разведывательные скважины спровоцировали два подземных толчка и в Великобритании. Дальнейшие применение технологии фрекинга на островах тут же запретили.
Во-вторых, при гидроразрыве расходуется очень большое количество воды – от 4 до 12 тыс т.
И это только на один гидроудар, а ведь их на одной скважине может применяться до 20 раз.
Конечно, вода может использоваться вторично.
Однако состав закачиваемого раствора может включать до 600 наименований различных химических соединений.
В список входят и сильные яды, в том числе бензолы, толуолы, кислоты, загустители, мышьяк, тяжелые металлы и не мало других.
По словам экологов, в результате гидроразрывов вода под большим давлением вместе со всей содержащейся в ней химией попадает в грунтовые воды.