Сланцевый бум, приведший к изменениям в нефтяной отрасли США, выйдет за пределы Северной Америки до конца десятилетия, то есть раньше, чем ожидалось, сообщили во вторник, 17 июня 2014 г в Международном энергетическом агентстве (МЭА).
В то же время, в обзоре отмечается о непроизводственных рисках для объема предложения нефти, добываемой традиционным способом, в следующие 5 лет.
Применение в США технологии гидравлического разрыва пластов (ГРП), позволяющей добывать нефть из труднодоступных пластов, привело к некоторым изменениями в нефтяной отрасли страны.
Благодаря этому США могут стать крупнейшей в мире нефтедобывающей страной к 2020 г.
Хотя оборудование для проведения ГРП достаточно типовое, тем не менее, целый ряд законодательных, политических и инвестиционных ограничений снижает темпы распространения технологий добычи сланцевой нефти в других странах.
Однако ситуация меняется быстрее, чем ожидалось, отмечает МЭА.
Политика властей в России и Латинской Америке теперь больше, чем ранее, нацелена на применение нетрадиционных технологий добычи нефти.
Сланцевую революцию нельзя недооценивать, но и переоценивать её тоже не стоит, заявил В. Алекперов 16 июня 2014 г на 21 Мировом нефтяном конгрессе.
28 мая 2014 г в г Берлине на 2й встрече по энергетической безопасности, глава Минэнерго Литвы Я.Неверович настойчиво предлагал начать «крупномасштабную добычу сланцевого газа в Европе, которая уменьшила бы энергетическую зависимость ЕС от импорта, поставляла бы более дешевую энергию».
Согласно последнему отчету, на основе анализа ситуации на нефтяном рынке за последние 5 лет, прогнозируется, что добыча нефти из низкопроницаемых пород вне США к 2019 г составит 650 тыс барр/сутки из общего объема предложения нефти.
Это лишь небольшая доля по сравнению с добычей сланцевой нефти в США, которая к 2019 г, вероятно, составит 5 млн барр/сутки.
Отчет подтверждает сохраняющуюся востребованность технологий ГРП, которые помогут увеличить мировое предложение нефти к концу 10-летия, когда рост добычи в США, по мнению МЭА, будет выравниваться.
По некоторым оценкам, на долю США приходится не более 15% мировых запасов сланцевой нефти и нефти, добываемой из низкопроницаемых пород.
Однако влияние разработки подобных месторождений на нефтяной рынок уже хорошо заметно.
К концу 10-летия на долю Северной Америки будет приходиться 20% мирового объема предложения нефти, и она станет одним из крупнейших поставщиков нефтепродуктов, учитывая рост их экспорта из страны.
Между тем, по мнению МЭА, нефтедобывающие страны, которые ранее долгое время доминировали на нефтяном рынке, могут отойти на 2е позиции, поскольку недостаточное инвестирование и политическая нестабильность во многих таких странах представляют угрозу для роста предложения.
«Хотя Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) остается одним из основных поставщиков нефти на рынок, ей все сложнее наращивать добывающие мощности» - отметила М.Хувен, исполнительный директор МЭА.
Особую тревогу вызывают продолжающиеся беспорядки в Ираке, которые привели к росту цен до 9-месячных максимумов на прошлой неделе.
В следующие 5 лет на Ирак придется около 60% общего роста добывающих мощностей ОПЕК.
Однако даже если не учитывать охватившие страну беспорядки, нефтяная отрасль Ирака испытывает большие трудности из-за системной неразвитости инфраструктуры.
Хотя Ирак намерен довести добычу нефти до 8,5-9 млн барр/сутки к 2020 г, МЭА понизило прогноз по добыче в этой стране почти на 500 тыс барр/сутки, до 4,5 млн барр/сутки к 2019 г, - «Учитывая нестабильную ситуацию в сфере политики и безопасности в Ираке, прогноз учитывает риск снижения».