Белоруссия и Россия близки к достижению понимания по вопросам формирования цены на природный газ и поставок нефти.
Об этом 23 августа 2016 г заявил премьер-министр Республики Беларусь А. Кобяков.
Премьер-министр признал, что в июле 2016 г ВВП Беларуси снизился на 0,2% и назвал причину - ограничение поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ).
В результате Белнефтехим уменьшил объемы промышленного производства, и сократились соответствующие объемы оптовой торговли нефтепродуктами.
Но мы надеемся, что это временное явление.
Мы достаточно близки к тому, чтобы достичь понимания с российскими партнерами и по уровню цен на газ, и по поставкам нефти в Беларусь, сказал А. Кобяков.
Действительно, из-за систематических недопоставок нефтепродуктов из Беларуси, Россия в июле 2016 г поставила в Белоруссию 1,178 млн т нефти, что соответствует сокращенному графику поставок нефти в Белоруссию на 3й квартал 2016 г - 3,5 млн т (1,16 т/месяц) против 5,3 млн т.
Российско-белорусские отношения в энергетической сфере осложнил также газовый вопрос.
Разногласия по цене на российский газ, поставляемый в Белоруссию, в очередной раз возникли в начале 2016 г.
Беларусь считает текущую контрактную цену в 132,77 долл США/1000 м3 несправедливой, настаивая на цене в 73 долл США/1000 м3.
Ценовой спор привел к образованию долга за поставки российского газа - 270 млн долл США по оценке, которую 20 июля 2016 г озвучил глава Минэнерго РФ А. Новак.
Вопрос долга многократно обсуждался представителями России и Беларуси на различных уровнях, в итоге по поручению В. Путина и А. Лукашенко было принято решение передать этот спор на уровень хозяйствующих субъектов.
Однако, 12 июля 2016 г об этом вновь говорили премьер-министры России и Белоруссии Д. Медведев и А. Кобяков, но особого результата переговоры не принесли.
Позже А.Новак сообщал, что в переговорах по газу наметились положительные сдвижки, а переговоры о возможности увеличения поставок нефти в 3м квартале 2016 г продолжаются.
18 августа 2016 г вопросы сотрудничества в газовой сфере обсудили вице-премьер Республики Беларусь В. Семашко и глава Газпрома А. Миллер.
И то, что об обсуждении долгового вопроса по итогам переговоров не сообщалось наводило на размышления о том, что договоренность близка.