Премьер-министры России и Белоруссии Д. Медведев и А. Кобяков 12 июля 2016 г провели провели переговоры в подмосковных Горках.
Руководство России и Беларуси встречается довольно часто, поскольку между странами накопился ряд противоречий в сфере энергоносителей, поставок газа и нефти и расчетов за них.
Вернее, есть вопросы по газу, цену на который Беларусь пытается снизить до 80 долл США/1000 м3, и есть нефть, которую РФ использует как рычаг давления на белорусов при согласовании цены на газ 140 долл США/1000 м3.
Когда в 2012 г Газпром поглощал Белтрансгаз (ныне Газпром трансгаз Беларусь), Белоруссии были обещаны льготные условия по цене на газ, которая по формуле была привязана к внутрироссийским ценам на газ.
При высоких ценах на нефть и газ - это работало.
Сейчас, в период падения цен на нефть, формула цены на газ стала не столь очевидно эффективна, и белорусы попросили скидочку в 60 долл США/100 м3.
В 2015 г Белоруссия получила 18,79 млрд м3 газа по средней цене 144 долл США/1000 м3, что на 15,1% меньше по сравнению с 2014 г.
Таким образом, цена вопроса 1127 млрд долл США.
Для РФ и Белоруссии это настолько много, что, опасаясь разругаться, В.Путин и А.Лукашенко в июне 2016 г на Форуме регионов не решились решать этот вопрос, спустив его в область хозяйственных отношений.
На таком инфополе и начались переговоры премьеров 2 стран.
Это такие вопросы, бодро поведал Д. Медведев, которые, как мы знаем по опыту предыдущих лет, нельзя сильно запускать, потому что потом очень трудно находить решения, даже с учетом очень высокого уровня взаимодействия и партнерских отношений.
Есть темы, по которым нужно обязательно договариваться, не создавая долгосрочных проблем, не заводя ситуацию в тупик.
Белоруссия также настроена на конструктивный подход, чтобы найти развязки в этих чувствительных, непростых вопросах.
Но насколько этот позитивный настрой найдет выход в конкретных договоренностях сказать сложно.
Ведь ситуация очень сильно осложнилась и, действительно, грозит перейти в долгосрочный конфликт.
Газовый вопрос между Россией и Беларусью вновь остро встал в начале 2016 г.
Беларусь настаивает на снижении стоимости российского газа, Россия с этим не согласна.
Газпром в мае 2016 г сообщил, что неплатежи за газ в адрес Газпром трансгаз Беларусь со стороны белорусских потребителей с начала года составили порядка 200 млн долл США.
В свою очередь А. Миллер заявил, что Белоруссия Газпрому не должна ни копейки, а вот дочке Газпрома - Газпром трансгаз Беларусь страна должна несколько млн долл США за поставленный газ.
И ценовой спор - спор между 2 компаниями.
Россия в 3м квартале 2016 г сократила поставки нефти в Беларусь.
По данным Транснефти, объем транспортировки нефти из России в Белоруссию в 3м и 4м кварталах 2016 г может быть снижен на 5 млн т.
16 июня 2016 г вице-премьер РФ А. Дворкович простодушно заявил, что к сокращению поставок привела недоплата белорусской стороны за российский газ.
Недоплата за газ негативно отражается на российском бюджете, ведь Газпром является крупным налогоплательщиком.
Вынуждены искать компенсации, сказал тогда А. Дворкович.
Для нефтеперерабатывающей отрасли промышленности Беларуси - снижение поставок нефти чрезвычайно печально, потому что оба белорусских НПЗ настроены на работу с российской нефтью.
Когда велись переговоры по поглощению Белтрангаза, РФ тоже умело использовала нефтяной вопрос.
Тогда А.Лукашенко пытался организовать импорт нефти даже из Венесуэлы, но в итоге сдался и летом 2012 г прекратил импорт нефти из Венесуэлы.
Белорусский вице-премьер В. Семашко 30 июня 2016 г подчеркнул, что Беларусь не требует от России дешевый газ, а хочет получать его по ценам, близким к внутрироссийским.
Мы пошли в Евразийский союз для того, чтобы иметь газ и энергоресурсы в целом по ценам, близким к вашим, сказал В. Семашко.
По его словам, субъекты хозяйствования в России платят за газ 60-65 долл США/1000 м3, в Казахстане - 70-72 долл США/1000 м3, тогда как в Беларуси - 278 долл США/1000 м3.
Сейчас Белоруссия считает справедливой цену на российский газ уже в размере 73 долл США/1000 м3.
То есть, фактически, Белоруссия хочет изменить формулу цены на газ.
А что будет, есои цены на газ поползут наверх?