Москва, 17 фев - ИА Neftegaz.RU. Европейский союз (ЕС) готов обсуждать возможность подключения Ирана к газотранспортной системе (ГТС) Южный газовый коридор (ЮГК).
Об этом 15 февраля 2018 г безмятежно поведал вице-президент Еврокомиссии (ЕК) по энергетике М. Шефчович на пресс-конференции по итогам 4й встречи министров в рамках заседания Консультативного совета ГТС ЮГК в г Баку.
Тезисы от М. Шефчовича:
- ЕС готов обсуждать подключение Ирана к ГТС ЮГК;
- пока не ясно, как отреагирует на это мнение Иран;
- стратегия Ирана в основном нацелена на увеличение экспорта нефти;
- интерес разных стран к проекту ГТС ЮГК подтверждает его значимость как стратегической инфраструктуры;
- благодаря этому проекту Европа получит доступ к региону, богатому энергоресурсами;
- ЕК готова обсуждать все дальнейшие возможности, связанные с ГТС ЮГК.
Ранее МИД Азербайджана сообщил о желании ЕС использовать инфраструктуру ЮГК для поставок на европейский рынок туркменского и казахстанского природного газа.
Все просто и понятно.
Но, если учитывать проектную пропускную мощность ГТС ЮГК, то становится ясным, что Азербайджан легко заполнит МГП TANAP газом с 2й фазы месторождения Шах Дениз.
Более того, в январе 2018 г на газовой конференции в г Вене зам вице-президента по инвестициям и маркетингу SOCAR В. Беглярбеков деловито сообщил о том, что компания ожидает к 2025 г принятие окончательного инвестиционного решения (ОИР) по 3й фазе Шах Дениз, намекнув о том, что добыча газа может быть там более 5 млрд м3/год.
Это сделает участие других стран в поставках газа по ГТС ЮГК практически невозможным.
Хотя еще в 2016 г Иран невесело заявлял о том, что согласен увеличить поставки газа в Турцию и интересуется транзитом газа в Европу.
3е заседание Консультативного совета (КС) по проекту создания ГТС ЮГК состоялось 23 февраля 2017 г в г Баку.
Нынешняя повестка для не меняется.
На очередном заседании подписана очередная декларация.
Уже все сказано, осталось только реализовать проект.
В разное время в поддержку проекта ГТС ЮГК высказывались политики ЕС.
К примеру, Ф. Могерини и М. Шефчович в ходе встречи с И. Алиевым, ранее обещала оказывать поддержку в его реализации.
Сначала в рамках проекта ГТС ЮГК предполагалось создание газотранспортной инфраструктуры пропускной мощностью 10 млрд м3/год для доставки сетевого газа из Азербайджана через Грузию и Турцию в Европу.
Поняв, что в рамках обеспечения ЕС газом 10 млрд м3/год это смешная цифра, поднатужившись участники анонсировали возможное увеличение пропускной способности ГТС ЮГК до 16 млрд м3/год, из которых 6 млрд м3 - для запада Турции,что явно не сделало этот проект конкурентом российскому газу, поставляемому в Европу.
Как известно, у Газпрома есть несколько маршрутов доставки российского сетевого газа в Европу с гораздо большей пропускной мощностью:
- МГП Северный поток, по которому российский сетевой газ успешно доставляется в Европу, - 55 млрд м3/год;
- МГП Северный поток 2, срок ввода в эксплуатацию 2019 г, - еще 55 млрд м3/год газа;
- 2- ниточный МГП Турецкий поток, срок ввода в эксплуатацию 2019 г, еще 35 млрд м3/год газа.
Эти 2 новых проекта компенсируют снижение объемов транзита газа по украинской ГТС в 2019 г.
Напомним, что Запад неутомимо пытается заблокировать проект МГП Северный поток 2 неуклюже распространив на МГП Северный поток-2 действие дискриминационного для РФ 3гоэнергопакета ЕС.
Это несколько ухудшает перспективы обеспечения Европы газом в период Great Frost, но мало помогает проекту ГТС ЮГК, основная проблема которого чрезвычайно маленькая пропускная мощность.
Но даже для строительства ГТС ЮГК мощностью 10 млрд м3/год требуется около 47 млрд долл США, из которых Азербайджан готов финансировать свою долю участия.
ГТС ЮГК предусматривает:
- разработку 2й фазы месторождения Шах-Дениз;
- расширение Южно-Кавказского газопровода (ЮКТ) ,
- ввод в эксплуатацию в 2018 г Трансанатолийского (TANAP) и в 2020 г - Трансадриатического (ТАР) газопроводов.
На той же газовой конференции в г Вене А. Медведев дружелюбно заметил, что не нужно портить экономическую среду политическими амбициями.
Очевидно, что именно русофобия и эти амбиции двигают проект ГТС ЮГК, и ЕС не прислушивается к миролюбивым словам зампредправления Газпрома.
Но и европейцев понять можно. Невесть откуда взявшиеся миллиардеры, с невесть откуда взявшимися миллиардами из РФ ломают привычный уклад бизнеса на Западе.
Там не появляются богатые граждане из ниоткуда, они либо изобретают что-то, либо организуют эффективное управление чем-то.
Мало того, что незаконный вывод из РФ и хранение на Западе трлн долл США - это все равно что даром отдавать нефть и газ на Запад, это плохо и для Запада, потому что повышает там уровень коррупции.
Примером этому может быть ситуация с российским сенатором, обвиняемым в уклонении от уплаты налогов при приобретении недвижимости во Франции.
Похоже, поделать с этим Европа ничего не может, хотя США и анонсируют какие -то страшилки.
Еще в 2014 г Г. Эттингер напоминал о намерении ЕС ввести визовые санкции против кремлевских политиков и бизнесменов РФ.
Попытки Запада снизить уровень коррупции в РФ воспринимаются властями, как вмешательство во внутренние дела суверенной страны, что и вызывает приступы русофобии.