Слова А. Меркель о недопустимости прекращения транзита газа по ГТС Украины не удивили А. Миллера.
Его реакция последовала немедленно, 10 апреля 2018 г.
В футболе грязная игра - это когда из-за недостатка профессионализма футболисты нецензурно кричат в адрес соперника, симулируют травмы, мешают выполнению штрафного удара, умышленно затягивают время.
Не нужно ждать Чемпионата мира по футболу 2018, чтобы это увидеть.
Достаточно оценить ситуацию с проектом строительства магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2.
Слова А. Меркель, тепло сказанные П. Порошенко 10 апреля 2018 г во время его визита в Германию - это классический пример грязной игры, правда не футбольной, а дипломатической.
А причины те же - отсутствие профессионализма.
Понять А. Меркель сложно, потому что несмело называя МГП Северный поток-2 политическим проектом, она ничего не говорит о том. что проект модернизации существующей украинской газотранспортной системы (ГТС) - это тоже политический проект, но - Запада.
Иначе чем объяснить отказ властей Украины разрешить Газпрому участвовать в приватизации ГТС, по которой сейчас доставляется российский газ в Европу?
Казалось бы, замани Газпром в сети модернизации украинской ГТС, и российский газ вечно будет транзитом идти в Европу именно через Украину.
Но Украина сначала демонстративно отказала Газпрому в участии в модернизации довольно сильно изношенной ГТС Украины, а когда опечаленный Газпром решил построить новый, современный МГП, стала напрягать мировое сообщество остановить этот выгодный для Европы проект.
Собака на сене? Нет.
Ключевое слово - выгодный для Европы, потому что МГП Северный поток-2, реально выгодный европейцам, вбивает огромный клин в мечту властей США направить в Европу дорогущий американский СПГ.
Хотя нужно признать, американские сланцевые компании вызывают чувство уважения способностью реагировать на ценовые вызовы.
Никто и думать не мог, что им удастся снизить себестоимость добычи сланцевой нефти до 40 долл США/барр. Но это случилось. Деньги и технологии - это то, чем США отличается от России.
Но 140 млрд м3/год пропускной мощности 9 строящихся и построенных в США СПГ - терминалов не могут не давить на американские власти.
Повторимся, Америке в принципе не нужен российский газ в Европе.
Остановив проект МГП Северный поток-2, американцы с большой долей вероятности, не допустят не только модернизации ГТС Украины, но и создадут условия, когда транзита вообще не будет.
К этому все идет.
И европейцы будут просто вынуждены закупать в США около 80 млрд м3/год газа.
Правда не по 180 долл США/1000 м3, а зп 230 долл США/1000 м3 и выше.
В Европе это понимают и сопротивляются.
Но тут как нельзя вовремя случился казус со Скрипалями, и на верхосытку - химический удар в Сирии.
США под надуманным предлогом построили во фрунт своих союзников, и несмелые попытки европейцев не противиться МГП Северный поток-2 выглядят сейчас откровенным предательстовм американцев.
Кто же на это пойдет.
В России тоже это понимают.
Наступает эндшпиль.
МГП Северный поток-2 должны были начать строить 1 апреля 2018 г, ввод в эксплуатацию - конец 2019 г.
Цейтнот, и А. Миллер стремительно, хотя сдержанно отреагировал на слова А. Меркель.
Ничего нового, но напомнил на всякий случай:
- ресурсная база Газпрома смещается на Север, поэтому маршрут МГП Северный поток-2 -кратчайший, а значит, и самый дешевый для европейцев;
- печально, но на фоне падающей добычи зрелых месторождений ресурсов для заполнения ГТС Украины просто нет;
- Газпром не отказывался и не отказывается от продолжения транзита по Украинской ГТС, но хотелось бы получить конкурентные условия;
- Газпром готов на согласованных условиях обеспечить транзит до 15 млрд м3/год российского газа на приемлемых условиях.
Ценовое беспокойство понятно, еще в январе 2016 г власти Украины неожиданно повысили ставку на транзит российского газа на 50% до 4,5 долл США/1000 м3 / 100 км.
Кстати, еще летом 2017 г. глава Минэнергоугля Украины И. Насалик печалился о том, ГТС Украины технически может быть не готова к прокачке российского газа в страны ЕС.
46% опрошенных читателей Neftegaz.RU предполагали, что после 2019 г транзит прекратится полностью.