Москва, 1 июня - ИА Neftegaz.RU. Правительство РФ 31 мая 2018 г заявило об экстренном снижении акцизов на топливо для автотранспорта.
Речь идет о снижении акцизов на дизтопливо из расчета 2000 руб/т и бензина -3000 руб/т уже с 1 июня 2018 г.
Еще 23 мая 2018 г на совещании у Д. Козака Минфину безмятежно было предложено проработать вопрос о снижении акцизов для сдерживания роста цен на внутреннем рынке России, но обстановка на топливном рынке не стабилизировалась.
30 мая 2018 г Д. Козак провел экстренное совещание с руководством нефтяных компаний, на котором уточнил, что акцизы снизят к 1 июля 2018 г.
Но 7 июня 2018 г случится Прямая линия с Президентом, и, судя по всему, неприятные предварительные вопросы задавались именно по топливу.
31 мая 2018 г стало известно, что готовится решение о снижении акцизов на топливо уже с 1 июня 2018 г.
Это смело, но сложно реализовать, потому что 1 июня уже наступило.
Значит, будет неразбериха и ретроактивные платежи.
Для любознательных напомним, что В. Путин на встрече в июле 2017 г по очень доброй традиции напрямую общался в Белгородской области с гражданами России - сотрудниками Лебединского ГОКа, напомнив им о том, что:
- нужно не цены снижать, а повышать уровень жизни граждан;
- цены на топливо должны быть экономически обоснованы, но и искусственно сдерживать их нельзя.
В преддверии выборов, в феврале 2018 г В. Путин в рабочей поездки в г Ростов-на-Дону, общаясь с сотрудниками завода Ростсельмаш и убедительно поведав о том, что в нынешней экономической ситуации в России есть возможность для снижения цен на бензин и пообещав поговорить об этом с главой ФАС РФ И. Артемьевым, добавил:
- нынешний уровень цен на бензин связан с ценами на нефть, а также уровнем акцизов;
- цены на нефть сегодня держатся на достаточно высоком уровне - под 70 долл США/барр, но главное - акцизы;
- правительство повышает акцизы, доходы от которых идут на ремонт и строительство дорог.
В. Путин в феврале 2016 г утвердил повышение акцизов на бензин с 1 апреля 2016 г.
Тогда ставки акцизов на бензин класса Евро-5 выросли с 7530 руб/т до 10130 руб/т, на бензин, не соответствующий 5 классу, и прямогонный бензин - с 10500 руб/т до 13100 руб/т, на дизтопливо и средние дистилляты - с 4150 руб/т до 5293 руб/т, то есть ставка акциза на автомобильный бензин в расчете на 1 л повышалась на 2 руб/л, на дизельное топливо - на 1 руб/л.
В сравнении с этим, нынешний рост цен выглядит довольно устрашающим.
Еще в апреле 2018 г, казалось, было все спокойно.
Выступая на коллегии Минэнерго РФ, А. Новак буднично заявлял тогда, что рост цен на нефтепродукты происходит в соответствии с инфляционной составляющей и теми налоговыми решениями, которые были приняты.
Но летом обычно наблюдается рост розничного потребления бензина и дизтоплива у обывателей.
На дачу съездить или, к примеру, по Крымскому мосту прокатиться.
По каким-то причинам топлива стало не хватать и цены поползли вверх - ограничение предложения, дисбаланс спроса, рост цен.
Тут не до Крымского моста, дорого даже внутри города поездить.
Граждане возмущены ростом цен на топливо в условиях снижения уровня жизни.
В 2016 г ФАС РФ строго указала Г. Шмалю быть поосторожнее с прогнозами цен на автомобильное топливо, когда он прогнозировал рост лишь на 10%.
Сейчас рост цен на автотопливо гораздо больше, поэтому власти стали реагировать быстрее.
Было бы понятно, если бы курс рубля реально был привязан к нефти.
Но власти еще в декабре 2014 г, опустив курс к долл США почти в 2 раза с 30 руб /долл США до 60 руб/долл США, сделали рубль независимым от цен на нефть.
Можно понять (но не простить), что от этой скрытой девальвации случился рост цен на импортную продукцию.
Действительно, цены на импортные товары выросли кратно росту курса долл США. Это касается и продовольствия и бытовой техники.
Печально, что власти не увеличили кратно рост зарплаты, а лишь ужесточают налоговые требования.
Но, как понять рост цен на отечественные товары и в особенности на топливо на АЗС?
Можно сказать , что это косяк, откровенный косяк властей, ведь топливо производится из отечественного сырья, на российских НПЗ.
Как минимум, чиновники, которые дорожат местом, были обязаны хотя бы перед Прямой линией с Президентом удержать цены на топливо.
Так было в период избирательной компании, когда цены на дизтопливо и бензин невероятным образом удерживались на сравнительно стабильном уровне долгое время.
Хотя уже тогда было ясно, что после выборов цены сделают большой гэп.
Так что для многих обывателей этот скачок цен не оказался неожиданным.
На фоне внешних факторов, влияющих на авторитет Президента, появление внутренних раздражающих факторов, отрицательно влияющих на этот авторитет было просто недопустимо.
Вероятно, пересменка в правительстве - причина такой ситуации.
Любопытно, что впервые В. Путин оказался в стороне от проблемы роста цен на топливо, поручив это Д. Козаку.
Обычно он довольно быстро приводил ситуацию с ценами на топливо в спокойное русло.
В 2011 г В.Путин заявлял, что причина роста цен на автотопливо проста - грубо извлечь необоснованную прибыль, и это сговор, однозначно.
Потом некоторое время нефтяники соприли с В. Путиным, даже эпистолярно, посылая письма с просьбой оставить им прибыль для последующего инвестирования в развитие нефтегаз, но в 2012 г В. Путин на встрече с представителями Союза транспортников России одобрил рост акцизов.
В 2014 г В. Путина опечалил рост цен на нефтепродукты.
Тогда цены на АЗС снизились немедленно.
Любопытно, что этапированный 31 мая 2018 г в колонию экс-прогнозист правительства РФ А.Улюкаев заявлял в 2014 г, что цена на топливо вырастает в первую очередь из-за акцизов.