Берлин, 17 июля 2018 г. Представители России, Украины и ЕС провели 3-сторонние переговоры по транзиту российского газа через газотранспортную систему (ГТС) Украины.
Встреча прошла 17 июля 2018 г в г Берлин.
Стороны обменялись мнениями и договорились, что эти вопросы дополнительно потом еще будут изучены экспертами.
Собственно говоря, и все.
В переговорах должны были принять участие главы энергетических ведомств России, Украины и ЕС.
На встрече были Министр энергетики РФ А. Новак, замглавы Еврокомиссии по Энергосоюзу М. Шефчович.
А вот Украину представлял не глава Минэнергоугля И. Насалик, а министр иностранных дел Украины П. Климкин.
Такая рокировка могла произойти по 2 причинам:
- утрата влияния Минэнергоугля, руководство которого де факто отстранено от управления нефтегазом страны;
- позиции сторон настолько далеки, что до собственно энергетических вопросов на 3-сторонней встрече дело могло не дойти.
На встречу также приехали глава Газпрома А. Миллер и глава Нафтогаза А. Коболев.
Зачем? В условиях нынешних противоречий их присутствие было вовсе не обязательно.
Кроме того, к участию в переговорах был привлечен тяжеловес от политики - глава Минэкономики ФРГ П. Альтмайер.
3-сторонняя встреча должна была начаться в 14:30 по местному времени (15:30 мск).
Но началась она на полчаса позже.
Почти все предыдущие переговоры в формате Россия-Украина-ЕС сильно затягивались, иногда они продолжались более 10 часов.
Хотя в новейшей истории 3-сторонние переговоры Россия-Украина-ЕС стали регулярными, обычно они не приносят результатов.
В 2014 г Европа очень боялась несанкционированного отбора российского газа при транзите в ЕС.
В 2015 г было актуальным обсуждение летнего и зимнего пакета поставок газа на Украину. Впрочем ЕС и Украина позже выключили РФ из обсуждений, наладив реверсную поставку российского газа на Украину с европейской наценочкой.
В марте 2018 г после приснопамятного решения Стокгольмского арбитража усталый от бесконечных 3-сторонних переговоров по газу с Украиной и ЕК А. Новак устало сказал было, что Минэнерго России не планирует их.
Необходимость проведения нынешних переговоров в формате Россия-Украина-ЕС возникла в связи с окончанием в конце 2019 г срока действия 2 контрактов, подписанных в 2009 г Газпромом и Нафтогазом:
- на поставки газа на Украину;
- на его транзит через украинскую ГТС в Европу.
Но эти встречи нужны и властям России. Есть нюансы.
Нынешним 3-сторонним переговорам глав Минэкономики ФРГ, Минэнерго РФ, зампредседателя ЕК по Энергосоюзу и главы МИД Украины предшествовала встреча tête-à-tête А. Новака с М. Шефчовичем.
Позиции сторон перед 3-сторонней встречей известны.
Российский проект магистрального газопровода (МГП) Северный поток-2 и МГП Турецкий поток предполагает почти полный отказ от транзита по построенной еще во времена СССР украинской газотранспортной системе (ГТС).
Ключевое слово - Почти.
ГТС Украины нужна властям РФ по следующим причинам:
- для поставок газа в Молдову. А отказываться от этого нельзя, потому что газ хоть как-то связывает власти Молдавии и России;
- для диверсификации поставок газа на Балканы, имея ввиду не только поставки сетевого газа в Венгрию, Сербию и Болгарию, но и возможность давления на власти Турции в контексте МГП Турецкий поток.
Поэтому Газпром не раз анонсировал готовность транспортировать через Украину до 15 млрд м3/год газа, для отвода глаз напоминая о необходимости экономической целесообразности такого транзита.
Власти России будут продолжать попытки сохранить транзит по ГТС Украины в указанных объемах.
Подтверждением этому могут служить слова В. Путина после встречи с Д. Трампом 16 июля 2018 г.
ЕС политически ангажирован на поддержку любых требований украинских властей после организации там военного государственного переворота и вооруженной смены власти в нарушение конституции Украины.
Но главное в другом.
ЕС, теоретически, все равно откуда получать газ, лишь бы поставки были гарантированные, и избиратели не волновались.
В этом смысле, прямые поставки по МГП Северный поток-2 ЕС даже более выгодны.
Риски непоставки газа в ЕС объективно снижаются и без ГТС Украины:
- на подходе сетевой газ с азербайджанского месторождения ШахДениз-2 по ГТС TANAP-TAP;
- прорабатывается проект МГП East Med, который обеспечит доставку газа с новых месторождений в Восточном Средиземноморье;
- маячит американский СПГ, хотя там случились бюрократические задержки;
- на крайний случай на споте всегда можно воспользоваться газом с Ямал СПГ НОВАТЭКа.
Поэтому биться насмерть за ГТС Украины власти ЕС не будут точно.
Для нынешних украинских властей ввод в эксплуатацию обходных МГП в Европу - это катастрофа, и они будут биться до конца.
Власти Украины в нынешней ситуации - это лишь инструмент долгосрочной политики США в ослаблении России.
Власти Прибалтики, продвигающие абсолютно экономически неэффективный для них, но полезный для США проект FSRU Независимость и П. Порошенко, отказавший Газпрому в модернизации украинской ГТС - это , банально говоря, звенья одной цепи.
Команда В. Путина в свое время хотела жестко поглотить ГТС Украины, как в свое время ГТС Беларуси.
Но украинская ГТС оказалась не по зубам, начались бизнес - трения, этим воспользовались добрые самаритяне с Запада, чтобы вбить клин в отношения братских стран.
Началась раздача пирожков повстанцам...
Свою предложение по продолжению транзита российского газа после 2019 г Нафтогаз уже озвучил - 114 млрд м3/год.
В этом случае Нафтогаз снизит тариф на транзит газа на 20% по сравнению со ставкой по существующему контракту с Газпромом, а в сравнении со средней стоимостью транзита по действующим регулируемым тарифам - в 2,3 раза.
У властей РФ нет такой ресурсной базы, чтобы обеспечить транзит газа на таком уровне.
То есть таким предложением украинские власти ставят власти РФ перед выбором: либо ГТС Украины, либо МГП Северный поток-2.
При этом, враждебная риторика остается, и предложений об участии в модернизации украинской ГТС так и не поступало.
Слова В. Путина о готовности сохранить транзит газа по Украине, сказанные после встречи с Д. Трампом 16 июля, было невозможно не услышать.
Более того, впервые В. Путин анонсировал возможность продления транзитного контракта!
Становится понятным, почему на 3-стороннюю встречу были приглашены Газпром и Нафтогаз.
Вероятно, у властей РФ были надежды на то, что после встречи с Д. Трампом удастся смягчить отношения с властями Украины.
Своего мнения у властей Украины нет, а власти США, сильно опечаленные возможным проигрышем в партии с МГП Северный поток-2, ныне не слишком заинтересованы и в продолжении украинского транзита.
Сланцевую революцию в США никто не отменял, и американцы вот-вот наводнят рынок своим СПГ, благо политинструментов у них предостаточно.
Новых вводных на сближение с властями РФ от американцев не поступило, и Нафтогаз стремительно, до начала 3-сторонних переговоров отреагировал в привычном антироссийском ключе.
Вряд ли В. Путину это понравилось.
Поэтому еще до начала 3-сторонних переговоров было ясно, что они будут провальными.
Газотранспортная недоговороспособность Украины начинает напрягать и Европу, и Россию, поскольку это является политическим раздражителем.
Поэтому Еврокомиссия хочет, чтобы переговоры прошли в сжатые сроки.
Тезисы от А. Новака:
- встреча 17 июля 2018 г - лишь 1й раунд переговоров, носящий сугубо консультативный и дипломатический характер;
- предварительные консультации были необходимы, в их ходе стороны обсудили вопросы транзита российского газа после 2019 г,
- обсуждение касалось объемов поставок газа, которые, в принципе, Европа будет потреблять.
Тезисы от М. Шефчовича:
- в сентябре 2018 г ЕК предлагает обсудить вопросы транзита газа через ГТС Украины на уровне экспертов;
- в октябре 2018 г можно провести встречу в 3-стороннем формате;
- у ЕК очень амбициозный план, но многое зависит от конструктивности отношений на этих переговорах.
Тезисы от П. Альтмайера:
- несмотря на все сложности, надежда на позитивный исход переговоров имеется;
- предварительные консультации прошли в хорошей, деловой и конструктивной атмосфере;
- есть полное понимание, что переговоры будут сложными, но решение все-таки может быть найдено;
- это должно быть долгосрочное решение, которое было бы в интересах и России и Украины;
- предпочтительно, чтобы решение в 1ю очередь учитывало интересы Украины в области безопасности;
- ЕС и Украина в ходе обсуждения не останавливались отдельно на вопросе строительства МГП Северный поток-2.