Власти РФ и Азербайджана подписали Соглашение о совместном изучении нефтяного и газового потенциала блока Гошадаш и северной части мелководного шельфа Апшеронского полуострова в азербайджанском секторе Каспийского моря.
Соглашение анонсировано среди пакета межправительственных и коммерческих документов 1 сентября 2018 г в рамках встречи в г Сочи В. Путина и И. Алиева.
В.Путин и И.Алиев подписали Совместное заявление о приоритетных направлениях экономического сотрудничества между РФ и Азербайджаном.
То, что отношения РФ и Азербайджана неплохие, уже показал в июле 2018 г музыкальный фестиваль Жара в г Баку.
Ныне подписано действительно много важных документов, показывающих стабильность и поступательность развития отношений 2х стран.
Если помните, 5 лет назад, в июле 2013 г Роснефть и SOCAR, также в присутствии Президентов 2х стран, подписали Соглашение о сотрудничестве, практически закрывшее неприятную страницу нефтегазовых взаимоотношений 2013 г.
Ориентировочно на 5 лет.
Тогда бурную деятельность развил И. Сечин, даже побывав в г Баку у И. Алиева и поговорив с президентом SOCAR Р.Абдуллаевым.
Время прошло, и договор захотелось обновить.
И хотя пока не ясно, кто будет участником Соглашения с российской стороны по Гошадашу, но если учесть, что Роснефть подписала с SOCAR Trading договор на поставку 1 млн т сырой нефти для НПЗ STAR в Турции, то шансы Роснефти выглядят предпочтительнее.
Многострадальная перспективная структура Гошадаш никак не может найти своего хозяина.
2 года назад, в сентябре 2016 г SOCAR (ГНКАР) подписала было необязывающий меморандум о взаимопонимании Гошадашу малайзийской Petronas.
Предполагалось, что уже в марте 2017 г будут согласованы условия контракта типа соглашений о разделе продукции (СРП, PSA, Production Sharing Agreement) на его разработку.
Однако уж полночь близится, а Германа все нет, - известный слоган из оперы Пиковая дама точно характеризует ситуацию с Petronas.
Впрочем, такая ситуация с Гошадашем - далеко не в 1й раз.
От разработки месторождений месторождений Умид, Бабек, Гошадаш уже не раз отказывались нефтегазовые мейджоры из-за низкой рентабельности.
В 2006 г, за пару лет до кризиса 2008 г, даже ЛУКОЙЛ дерзко заявлял о планах провести переговоры с SOCAR об участии в разработке этих перспективных нефтегазовых структур.
Почему? Ответ прост:
- ЛУКОЙЛ рассчитывал нарастить экспорт нефти и обеспечить сырьем свое газохимическое производство на юге РФ;
- в то время у ЛУКОЙЛА сокращались свободные запасы;
- тогдашний рост стоимости нефти мог повысить рентабельность азербайджанских проектов;
- ввод в эксплуатацию магистрального нефтепровода (МНП) позволял снизить затраты на транспортировку нефти в Европу.
Но, случился очередной кризис, и ЛУКОЙЛ отпал, как и другие мейджоры до и после него.
Да и большое, даже слишком большое, влияние в Азербайджане было тогда у В. Алекперова, что было не комильфо на фоне предстоящих президентских выборов в стране.
В 2012 г Управлением морского разведочного бурения Хазар Треста комплексных буровых работ SOCAR было начато самостоятельное бурение 1й разведочной скважины на перспективной структуре Гошадаш с самоподъемной буровой установки (СПБУ) типа Хазар с целью вскрыть мезозойский горизонт на глубине 3500 метров.
Во времена СССР в 1957-1977 гг там проводилась сейсморазведочные работы.
В конце мая 2017 г на совещании в НГДУ Абшероннефть обсуждали ситуацию по перспективной структуре Гошадаш:
- сообщалось о завершении 3D сейсмики на структуре,
- сообщалось о решении готовиться к бурению 2х поисково-разведочных скважин;
- ранее предполагалось, что совместно с Petronas будет пробурена 1 поисковая скважина для оценки нефтеносности структуры.
Также в ходе встречи 1 сентября подписаны:
- соглашения об укреплении промышленного сотрудничества, о таможенном контроле товаров, перемещаемых по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом,
- 5 «дорожных карт», соглашение о развитии экономического сотрудничества, о сотрудничестве в области регистрации прав на недвижимое имущество и кадастровой деятельности;
- о сотрудничестве в области туризма и спорта;
- меморандум о сотрудничестве в области цифровых транспортных систем, протокол о взаимодействии в борьбе с таможенными правонарушениями, связанными с перемещением товаров воздушным транспортом;
- соглашение о стратегическом сотрудничестве между SOCAR, РЭЦ и Банком ГПБ для реализации проектов по поддержке экспорта из РФ Банком;
- соглашение о сотрудничестве Автомобильный завод ГАЗ и Азермаш в сборе коммерческих автомобилей ГАЗ в Азербайджане.