Об этом свидетельствуют данные Московской топливной ассоциации (МТА).
По данным МТА:
- по итогам апреля и 1й волны майских праздников бензин АИ-92 подорожал в Москве на 32 коп., до 57,37 руб./л,
- бензин АИ-95 - на 47 коп., до 63,56 руб./л,
- дизельное топливо - на 49 коп., до 70,5 руб./л.
В последнюю декаду апреля все основные виды топлива подорожали всего на 1-3 коп.
Аналогичная динамика сохранилась по итогам первых майских выходных.
По данным на 5 мая 2025 г. в сравнении с 31 декабря 2024 г. цены на московских АЗС повысились:
- на АИ-92 - на 1,18 руб.,
- на АИ-95 - на 1,37 руб.,
- на дизельное топливо - на 1,24 руб.
Локальный рост биржевых цен на бензин обусловлен сезонным фактором - в связи с наступлением теплой погоды население страны все чаще использует автомобильный транспорт и ездит заправляться на автомобильные заправочные станции (АЗС), а значит, повышаются и цены на нефтепродукты на бирже.
При этом на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) продолжаются весенние ремонты, которые продлятся до конца мая, обычно этот факт поддерживает ажиотаж на биржевых торгах.
В целом ситуация на топливном рынке России к концу апреля стабильная - никаких признаков дефицита товара или нарушений его логистики не отмечается.
Так, 15 апреля 2025 г. заместитель директора Департамента нефтегазового комплекса Минэнерго РФ Р. Кабаков сообщил, что российский рынок нефтепродуктов сбалансирован и обеспечен топливом.
Тезисы Р. Кабакова:
- с точки зрения баланса спроса и предложения на внутреннем рынке автомобильного, бензинного и дизельного топлива, сейчас, на наш взгляд, по экспертным оценкам, ситуация является нормальной,
- внутренний рынок полностью обеспечен топливом в необходимых объемах, все его потребности закрыты,
- ценовая ситуация стабильная как в опте, так и в рознице,
- те ремонты на НПЗ, которые внепланово случились в 1м квартале 2025 г., по независящим от самих заводов причинам, - они, в принципе, не оказали влияния на внутреннюю систему, рынок.
Эмбарго на экспорт бензина
- запрет на экспорт бензина из РФ (одновременно с дизельным топливом) вводилось осенью 2023 г. для стабилизации ситуации на внутреннем рынке топлива;
- при этом изначально оговаривался ряд исключений, в случае которых экспорт разрешается;
- в частности, речь идет о:
- поставках в рамках международных межправительственных соглашений в пределах объемов, предусмотренных индикативными балансами и/или протоколами,
- транзитных перевозках, вывозе в качестве припасов,
- вывозе за рубеж в интересах российских организаций и структур, в т.ч. на Байконур и на архипелаг Шпицберген;
- такие поставки под запрет не попадают;
- в таком виде запрет на экспорт бензина в 2023 г. действовал с 21 сентября по 17 ноября;
- в 2024 г. запрет был восстановлен на период с 1 марта по 31 августа чтобы поддержать стабильность топливного рынка в период высокого спроса в ситуации выбытия части перерабатывающих мощностей - из-за аварии на установке каталитического крекинга на Нижегородском НПЗ ЛУКОЙЛа (НОРСИ), а также серии атак беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) на российские НПЗ;
- затем, в период с 20 мая по 31 июля 2024 г., запрет был ослаблен - было дано разрешение на экспорт бензина для производителей чтобы избежать затоваривания мощностей для хранения и потенциального снижения производства;
- это было оформлено в виде еще одного исключения из-под эмбарго - запрет был снят для компаний, которые могут применять коэффициент n в размере 0 руб./т при таможенном декларировании нефтепродуктов;
- такой коэффициент могут применять компании, имеющие свидетельство о переработке нефтяного сырья при условии переработки в 2022 г. более 1 млн т, именно такие компании и понимаются под производителями;
- на фоне затягивающихся плановых и неплановых ремонтов на НПЗ с 1 августа 2024 г. запрет на экспорт бензина был возвращен в полном объеме, а затем - продлен до конца 2024 г.;
- 30 ноября 2024 г. правительство РФ продлило временное ограничение на экспорт бензина до 31 января 2025 г. для непроизводителей, но с поставок, осуществляемых непосредственными производителями нефтепродуктов, запрет был снят;
- затем в том же виде эмбарго было продлено до 28 февраля 2025 г., а сейчас - до конца лета.