Это следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ).
По данным СПбМТСБ:
- цена бензина АИ-95 выросла на 0,66%, до 74,818 тыс. руб./т;
- летнее дизельное топливо подешевело на 0,06%, до 62,342 тыс. руб./т;
- стоимость топлива для реактивных двигателей (авиакеросин) увеличилась на 0,97%, до 80,787 тыс. руб./т;
- топочный мазут подорожал на 2,15%, до 29,324 тыс. руб./т;
- цена сжиженных углеводородных газов СУГ) увеличилась на 0,6%, до 40,131 тыс. руб./т.
Цена бензина АИ-95 также повысилась на 0,84%, до 73,463 тыс. руб./т.
При этого по итогам прошлой недели биржевая стоимость бензина АИ-95 упала почти на 2%, однако бензин АИ-92 подорожал на 0,4%, до 56,132 тыс. руб./т.
Ситуация на топливном рынке России
- власти РФ продлили запрет на экспорт бензина до 31 декабря 2024 г.,
- решение было принято для поддержания стабильной ситуации на топливном рынке в период сохраняющегося сезонного спроса и планово-предупредительных ремонтов (ППР), проводимых на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ);
- запрет на экспорт бензина из России уже действует с 1 марта по 31 августа 2024 г.,
- но, чтобы избежать затоваривания мощностей для хранения и потенциального снижения производства, с 20 мая 2024 г. временный запрет на экспорт бензина для производителей был снят на период по 30 июня 2024 г., а затем этот срок был продлен по 31 июля,
- по дизельному топливу такой меры принято не было и сейчас не предполагается;
- повышение биржевых цен на бензин наблюдается практически непрерывно с начала июня 2024 г., при этом АИ-95 дорожает опережающими темпами по сравнению с АИ-92 и дизтопливом;
- так, по данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), в июле цена бензина АИ-95 выросла на 16%, тогда как АИ-92 - на 5,4%, дизельного топлива - на 2,5%;
- максимум биржевых цен на АИ-95 по национальному индексу с начала 2024 г. был достигнут 24 июля на отметке 74,590 тыс. руб./т;
- 5 августа 2024 г. бензин АИ-95 на СПбМТСБ подешевел на 0,54%, до 72,955 тыс. руб./т;
- снижению биржевых цен в т.ч. способствовал восстановленный с 1 августа 2024 г. запрет на экспорт бензина, который будет продлен и на сентябрь-октябрь;
- однако проблема непропорционального роста биржевых цен на АИ-95 по сравнению с др. видами топлива является более системной;
- отраслевые ассоциации уже привлекали внимание А. Новака на несоответствие структуры производства бензинов структуре их потребления в России, а также на действия компаний-производителей:
- Российский топливный союз (РТС, объединяет розничных операторов топливного рынка) обращал внимание на то, что доля бензинов АИ-95 (и выше) в общей корзине производства автомобильных бензинов 5 класса составляет более 45%, тогда как потребление бензинов этих марок в среднем по стране - около 57%,
- Ассоциация товарных брокеров (АТБ, объединяет крупных частных топливных трейдеров России) отмечает, что в период наиболее высокого спроса производители сокращают объемы биржевых продаж АИ-95, увеличивая продажу АИ-92, что приводит к резкому росту цен, но формально не является нарушением норматива биржевых продаж;
- 11 августа 2024 г. Минэнерго России сообщило, что Россия в настоящее время имеет внушительные запасы нефтепродуктов, достаточные для полного снабжения внутреннего рынка:
- объем бензина на складах составляет 2,03 млн т, а дизельного топлива - 3,31 млн т,
- отгрузки бензина на внутренний рынок в настоящее время превышают уровень 2023 г. на 5%, а отгрузки дизельного топлива - на 8%,
- при этом динамика изменения цен на дизельное топливо не превышает темпов инфляции.