Тезисы ведомства:
- Министерство своим приказом ввело лимит на продажу дизельного топлива.
- При предъявлении казахстанского водительского удостоверения продается 100 л/день по цене 230-260 тнг/л (примерно соответствует текущей рыночной цене) в зависимости от региона.
- Для грузовых, специальных, специализированных автомобилей и автобусов - при предъявлении свидетельства о регистрации транспортного средства в Казахстане утвержденный лимит в сутки составляет 300 л по цене 230-260 тнг/л в зависимости от региона.
- Иностранцам, а также при покупке дизельного топлива сверх лимита, оно должно продаваться по 450 тнг/л.
- Цены на бензин остаются на прежнем уровне:
- АИ-80 - 89 тнг/л,
- АИ-92, АИ-93
- в Кустанайской и Северо-Казахстанской областях цены составляют 187 тнг/л,
- в других областях Казахстана 182 тнг/л.
Минэнерго вместе с заинтересованными сторонами определяет информационную систему для дальнейшего отслеживания ежесуточных объемов дизельного топлива, которое продается на автозаправках.
В ближайшее время будут проводиться тестирования систем совместно с представителями АЗС.
Сегодня в качестве одного из возможных вариантов рассматривается Информационная система учета отдельных видов нефтепродуктов, которая была введена в промышленную эксплуатацию в 2019 г.
АЗС страны уже передают данные по остаткам нефтепродуктов с контрольных приборов учета в режиме реального времени в эту информационную систему.
Президент Казахстана К.-Ж. Токаев ранее поручил разобраться с незаконными схемами вывоза нефтепродуктов в соседние страны, чтобы предотвратить дефицит дизельного топлива в стране.
После этого премьер-министр А. Смаилов поручил ввести дифференцированные цены на дизельное топливо.
Еще в декабре 2018 г. Минэнерго Казахстана сообщало, что цены на бензин и дизтопливо в Казахстане ниже, чем в соседних Киргизии и России.
Так жители Оренбургской области ездят заправляться на АЗС в Казахстан.
Кроме того, большая разница в розничных ценах на ГСМ создает предпосылки к возникновению различных схем по перетоку нефтепродуктов казахстанского производства в соседние страны.
Осенью 2021 г. на НПЗ в Атырау были перенесены сроки ремонта из-за дефицита дизельного топлива на внутреннем рынке.
Однако, именно высокие цены на ГСМ спровоцировал политический кризис и массовые беспорядки в Казахстане в январе 2022 г.
В результате чего, начато 12 расследований на рынке дизельного топлива.
Во время январских событий в этом году в Казахстане на 180 дней (действует до сих пор) был введен мораторий на повышение розничных цен на ГСМ.
В целях сохранения баланса нефтепродуктов на внутреннем рынке в стране пролонгировали запрет на вывоз нефтепродуктов до конца 2022 г. запрета.
Ранее министр энергетики РК Б. Акчулаков допускал возможность отказа от запрета в 2023 г., если будут выстроены правильные рыночные отношения, без злоупотреблений со стороны участников рынка.
И хотя в конце 2021 г. власти обещали создать резервный запас нефтепродуктов в объеме 200 тыс. т, на деле топлива нет.
Согласно данным информационно-аналитического центра нефти и газа, по итогам 7 месяцев 2022 г. объем добычи нефти составил 49,9 млн т, среднесуточный объем переработки на 21 августа оценивается 42,3 тыс. т/сутки.