Об этом сообщил глава РТС Е. Аркуша.
Союз предлагает скорректировать демпфирующий механизм, а также увеличить объем продаж бензина и дизеля на бирже.
Тезисы Е. Аркуши:
- на рынке мы сейчас видим тяжелую ситуацию для топливного бизнеса, он близок к кризису;
- причина - недостаток предложения на бирже и рост оптовых цен темпами, существенно превышающих инфляцию и рост розничных цен;
- оптовые цены достигли розничных и даже в некоторых регионах их превышают, что делает розничный бизнес убыточным;
- основная причина - неэффективность работы демпфера;
- его параметры закладывались еще в 2018 г., в текущей ситуации они уже неактуальны, в т.ч. из-за их ежегодной индексации;
- корректировка демпфера назрела, он не исполняет свою роль, а по суть является очередным налогом на отрасль;
- его работа в текущем состоянии приводит к убыткам как оптового, так и розничного сегментов топливного рынка.
В настоящее время они находятся на уровне 54,4 тыс. руб./т для бензина Аи-92.
Возможность корректировки демпфирующего механизма обсуждается в правительстве уже довольно давно.
Для стабилизации цен на бензин Минэнерго распорядилось увеличить обязательные объемы продаж бензина с 10% до 11% от уровня его производства компанией-участницей торгов.
После обсуждения ситуации на рынке с нефтекомпаниями Минфин решил провести донастройку демпфера, скорректировав в 2024 г. индикативные цены на бензин и дизтопливо.
Индексировать индикативные (оптовые) цены топлива предлагается на 1% ежегодно, а не на 5%, как предусмотрено сейчас.
Такая донастройка демпфера позволила бы вернуть на приемлемый уровень маржу, в т.ч., в сбытовом сегменте.
Автор: А. Чижевский