Об этом 17 июня 2019 г. сообщило Минэнерго Казахстана.
За 4 месяца 2019 г. в Казахстане было произведено 1,2 млн т. бензина, что на 9% больше, чем в аналогичном периоде 2018 г. (YoY), а также 1,6 млн т дизтоплива - плюс 10,3% YoY.
По итогам января-марта 2019 г. казахстанские производители обеспечивают уже 98,2% спроса на бензин и 93,1% - на дизтопливо.
Благодаря росту производства и политике импортозамещения в секторе, импорт бензина сократился почти на 94% за год, до 16,7 тыс. т.
Экспорт увеличился в 11,2 раза за год, однако его объемы незначительны - всего 665,9 т.
Ранее отсутствие экспорта было обусловлено законодательно.
Однако ситуация изменилась в начале октября 2019 г., когда Казахстан и Россия подписали протокол, который предусматривает, что вопросы регулирования ввоза нефтепродуктов из РФ в Казахстан и экспорта нефтепродуктов с территории республики за пределы таможенной территории ЕАЭС будут выведены на межведомственный уровень.
Тогда стороны достигли договоренности об исключении бензина из перечня нефтепродуктов, запрещенных к экспорту с территории Казахстана за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Замминистра энергетики Казахстана М. Досмухамбетов в начале июня сообщил, что в июле 2019 г. планируется начать первые поставки бензина в Киргизию.
Общий объем экспорта составит 600 тыс. т/год. из которых 200 тыс. т/год в Киргизию партиями по 10 тыс. т.
По итогам мая 2019 г. в среднем в Казахстане розничные ценны на бензин АИ-92 снизились на 6,9% за год, до 147,6 тг/л (24,7 руб).
Стоимость АИ-95/96 также снизилась - на 3,8%, до 168,6 тг/л (28,2 руб).
Стоимость АИ-98 - на 3,4%, до 185,9 тг/л (31,1 руб)
При этом Казахстан столкнулся с такой же проблемой, что и Россия - поставки на внутренний рынок становятся невыгодны нефтяникам.
В Минэнерго считают, что несмотря на то, что потребителям снижение цен на бензин на руку, нефтяникам это может создать проблемы.
В Казахстане на сегодня продолжается профицит по высокооктановому бензину АИ-92 и АИ-95.
Поэтому рынок реагирует, предложений по бензину много, потребление сильно не растет.
По словам К. Бозумбаева, для нефтяников это не очень хорошая история.
Потому что поставлять нефть на внутренний рынок становится всё менее эффективно для них.
По сравнению с экспортом получается значительный разрыв.
Тем временем, правительство Казахстана уже определилось с местом строительства 4го НПЗ.
Площадка расположена в Западно-Казахстанской области, близ пос. Алгабас Теректинского района.
предварительные оценки стоимости проекта - 420 млн долл. США.
Предполагается, что сырье на новый НПЗ будет поставляться с Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения (НГКМ).
На строительство нового НПЗ инвесторы берут 2 года и планируют запустить его до конца 2020 г.
Расчет идет на то, что через 3-4 года после увеличения производства бензина в результате модернизации 3х уже действующих НПЗ, на внутреннем рынке Казахстана снова возникнет дефицит топлива.
Автор: Д. Савосин