Об этом сообщает Bloomberg со ссылкой на данные Kpler.
Предполагается, что углубление экономического сотрудничества стран и, в частности, увеличение поставок нафты из РФ связано с нарастающим давлением США на обе страны с помощью санкций.
Венесуэла нуждается в нафте, поскольку сырье можно использовать как разбавитель для разжижения сверхвязкой, смолистой нефти и обеспечения ее транспортировки по трубопроводам на зарубежные рынки, включая Китай. Больше половины из текущих 1,1 млн барр./день венесуэльских углеводородов добывается в регионе Ориноко, где основную часть запасов как раз составляет сверхтяжелая нефть, обладающая высокой вязкостью и плотностью.
Под санкционным давлением США
Венесуэла, член ОПЕК, обладает крупнейшими в мире запасами сырой нефти. Однако добыча нефти в стране значительно ниже, чем 10 лет назад, из-за отсутствия инвестиций, плохого управления в PDVSA и санкций США, которые были введены в 2019 г. В последние годы лицензия, выданная Chevron и другим зарубежным компаниям, способствовала небольшому восстановлению нефтедобычи в Венесуэле, примерно до 1 млн барр./сутки.Для переработки Венесуэла в основном использует собственную тяжелую нефть, смешивая ее с нафтой или газовым конденсатом для получения сырья надлежащего качества. В 2022-2023 гг. Венесуэла для этих целей получала сырье из Ирана, который стал крупнейшим ее поставщиком в страну. Так, Иран поставлял газовый конденсат на НПЗ Amuay, поскольку при его помощи осуществлялось восстановление комплекса CRP. В конце июля 2023 г. PDVSA сообщила о перезапуске в рамках CRP установки каталитического крекинга с псевдоожиженным слоем на НПЗ Cardon и установки каталитического крекинга на НПЗ Amuay. В марте 2023 г. поставки из Ирана достигали максимальных 89 тыс. барр./сутки, но с июля они прекратились.
По данным Reuters, в августе Венесуэла нарастила импорт легкой нефти и нафты, чтобы разбавить сверхтяжелую нефть. По сравнению с июлем показатель вырос с 58 тыс. барр./сутки до 99 тыс. барр./сутки.
Нафта из США поставлялась в Венесуэлу несколькими поставщиками, партнерами государственной нефтяной компании Petroleos de Venezuela SA (PDVSA). Однако после санкций, которые были введены администрацией президента США Д. Трампа, страна была вынуждена искать новые источники нафты. В мае Венесуэла обратилась к Китаю, позже — к Ирану. Однако российское сырье оказалось более доступной альтернативой иранскому конденсату.
В феврале 2025 г. Д. Трамп обвинил главу Боливарианской республики Н. Мадуро в том, что тот не добился прогресса в вопросе возвращения мигрантов и проведения избирательных реформ для восстановления демократии в южноамериканской стране. США угрожали отзывом лицензий. Более того, американский лидер объявил о возобновлении с 1 марта 2025 г. санкций в отношении нефтяного сектора Венесуэлы.
В марте администрация Д. Трампа уведомила американские нефтедобывающие компании о необходимости завершить все финансовые операции в Венесуэле. Действие разрешения на добычу и экспорт нефти в США для Chevron истекло 27 мая 2025 г. Эту лицензию компания получила от администрации бывшего американского президента Д. Байдена более двух лет назад. Позже Д. Трамп выдал ограниченное разрешение американской компании Chevron на сохранение активов в Венесуэле, включая доли участия в совместных нефтяных предприятиях (СП) с государственной компанией PDVSA. В то же время Венесуэла заявила о готовности продолжить выполнять свои обязанности в соответствии с конституцией республики по контрактам, которые ранее были заключены с американскими партнерами.
Сотрудничество с Россией и риски
Российские компании торговали венесуэльской нефтью и поставляли топливо PDVSA в 2019-2020 гг. после введения санкций США против Венесуэлы. Однако под давлением США такие поставки были приостановлены. PDVSA не получала грузы российского происхождения с 2020 г.В настоящее время поставки нафты из России в Венесуэлу реализуются, несмотря на распространенное мнение о том, что компания Chevron восстановила возможность транспортировать разбавитель в рамках так называемого «обмена грузами», когда нефтепродукты заменяют наличные в качестве налога на венесуэльскую нефть. Однако лицензия не является публичной, поэтому действительное положение дел точно неизвестно.
С точки зрения выгоды за счет поставок в Венесуэлу Россия открыла для себя новое направление для сбыта излишков нафты после того, как из-за санкций была изолирована от европейских рынков. Напомним, что на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) нафту получают на первой стадии перегонки сырой нефти (переработки нефти). Однако ситуацию с поставками могут осложнить продолжающиеся налеты беспилотников на российскую нефтяную инфраструктуру. НПЗ подвергаются атакам со стороны беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Напомним, в начале октября сообщалось об атаке БПЛА на российский город Кириши Ленинградской области. По данным сервиса NASA Firms, на НПЗ Киришинефтеоргсинтез (КИНЕФ) Сургутнефтегаза была зафиксирована тепловая точка на одной из установок. Киришский НПЗ является вторым по мощности НПЗ в России после Омского и единственным НПЗ на Северо-Западе России. Мощность завода составляет 20,1 млн т/год нефти.
Помимо атак на российские заводы, атакам также подвергается и инфраструктура, обеспечивающая непосредственно сами поставки. Усть-Луга, экспортный терминал в Балтийском море, на долю которого приходится почти 7% экспорта российской нафты в Венесуэлу, в конце августа получил значительные повреждения в результате налетов дронов. Объект был атакован 24 августа 2025 г. Степень повреждения терминала неизвестна, по данным Reuters, на комплексе из строя выведены две технологические установки из трех, ремонт наиболее поврежденной установки может занять до шести месяцев, другой — несколько недель.
Автор: А. Игнатьева






