Об этом сообщила пресс-служба Росатома.
Подкомиссию возглавили:
- со стороны России - гендиректор Росатома А. Лихачев,
- со стороны Китая - министр транспорта КНР Лю Вэй.
- Россия и Китай уже зафиксировали ряд договоренностей по линии безопасности судоходства;
- между странами складывается конструктивное взаимодействие и по другим важным вопросам;
- для дальнейшей работы Подкомиссии заложена солидная основа.
Подкомиссия по развитию СМП
В мае 2024 г. после государственного визита президента РФ В. Путина в Китай впервые сообщалось о решении создать Подкомиссию в рамках Российско-Китайской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств.В рамках переговоров с председателем КНР Си Цзиньпином между Россией и Китаем было подписано совместное заявление об углублении отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия.
21 августа 2024 г. для реализации договоренностей лидеров 2х государств был подписан протокол о создании Подкомиссии.
Спецпредставитель Росатома по вопросам развития Арктики, ответственный секретарь Подкомиссии с российской стороны В. Панов назвал ключевые направления российско-китайского сотрудничества:
- безопаность судоходства,
- планирование и обеспечение увеличения грузопотока по СМП,
- содействие развитию логистических маршрутов,
- обмен информацией о ледовой обстановке, метеорологических и др. условий.
В 2024 г. китайские судоходные компании увеличили количество рейсов по СМП почти в 2 раза, уточняется в справке Росатома.
В июне 2024 г. в ходе Петербургского экономического форума между российской и китайской сторонами было подписано соглашение о намерениях по созданию совместного предприятия (СП) по строительству судов и организации круглогодичной контейнерной линии по Севморпути между портами России и Китая.
Напомним, что развитие Арктической зоны РФ - одно из стратегических приоритетов страны. Россия заинтересована в увеличении объемов перевозок по СМП для решения поставленных задач.
Северный морской путь (СМП)
- кратчайший судоходный маршрут между западной частью Евразии и Азиатско-Тихоокеанским регионом (АТР);
- административно он простирается от пролива Карские Ворота (на границе между Баренцевым и Карским морями) до мыса Дежнева в Беринговом проливе;
- длина маршрута - 5,6 тыс. км;
- путь проходит по морям Северного Ледовитого океана:
- Карскому,
- Лаптевых,
- Восточно-Сибирскому и Чукотскому;
- СМП обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири;
- в акватории СМП в Арктической зоне РФ расположено 6 портов:
- Сабетта,
- Диксон,
- Дудинка,
- Хатанга,
- Тикси и Певек.
В 2018 г. правительство России назначило Росатом на роль инфраструктурного оператора СМП.
Чем занимается компания?
- руководит федеральным проектом Развитие Северного морского пути;
- помогает реализовывать план развития СМП до 2035 г.;
- участвует в реализации инициативы социально-экономического развития РФ до 2030 г. Круглогодичный Северный морской путь.
Как уточняется в справке Росатома, в настоящий момент готовится федеральный проект по развитию Большого СМП, а именно - транспортного коридора от Санкт-Петербурга и Калининграда до Владивостока.
Автор: К. Кожемяченко