Об этом сообщила пресс-служба ТВЭЛ - топливного дивизиона госкорпорации.
Новая технология кристаллизационного аффинажа будет реализована на модуле переработки облученного уран-плутониевого СНУП-топлива в составе опытно-демонстрационного энергокомплекса (ОДЭК), который строится в г. Северске в Томской области по проекту Прорыв.
Схема модуля переработки ОДЭК
Участок кристаллизации будет завершать так называемую аффинажную линейку, т.е. станет конечным технологическим переделом в цепочке очистки ядерных материалов, выделенных из облученного СНУП-топлива - урана, плутония и нептуния.Технология кристаллизационного аффинажа обеспечит высокий уровень безопасности при переработке ОЯТ.
Технологический процесс позволит совместно очищать и выделять уран, плутоний и нептуний, исключая возможность выделения плутония как отдельного продукта.
Получается, что технология полностью соответствует режиму нераспространения ядерных материалов.
Кроме того, в отличие от экстракционных технологий очистки ядерных материалов, кристаллизация сопровождается наработкой меньшего объема вторичных отходов, в т.ч. благодаря использованию в качестве реагентов только растворов азотной кислоты.
Новая технология сможет повысить экологическую безопасность процесса переработки ОЯТ.
Для любознательных напомним, что производство и внедрение СНУП-топлива позволит:
- многократно расширить ресурсную базу атомной энергетики;
- утилизировать накопленные запасы обедненного урана;
- перерабатывать облученные ТВС для производства свежего топлива вместо хранения;
- радикально сократить образование ядерных отходов и их активность.
При этом обладая высоким коэффициентом воспроизводства, быстрые реакторы могут производить больше потенциального топлива, чем потребляют, а также дожигать (т.е. утилизировать с выработкой энергии) высокоактивные трансурановые элементы (актиниды).
Напомним, что в апреле 2024 г. Машиностроительный завод (МСЗ, предприятие Топливной компании Росатома ТВЭЛ) изготовил и отгрузил ядерное топливо для 2гореактора универсального атомного ледокола Якутия, который строится на Балтийском заводе (входит в ОСК) в г. Санкт-Петербурге.
Автор: П. Паршинова