Исполком Нижнекамского района Татарстана выдал нефтеперерабатывающему заводу разрешение на ввод в эксплуатацию.
Представитель администрации Нижнекамска сообщил, что разрешение на ввод КГПТО выдано в ноябре 2021 г.
ТАИФ-НК начал строить КГПТО осенью 2012 г., его стоимость на старте строительства оценивалась в 1,8 млрд долл. США.
Сейчас о стоимости уже не говорят, по последним данным, к концу 2020 г. в строительство было вложено свыше 110 млрд руб.
По данным администрации, в состав КГПТО входят 167 объектов на площади 1,6 га.
Ключевая установка гидрокрекинга мощностью 2,7 млн т/год гудрона и 700 тыс. т/год вакуумного газойля, вероятнее всего, стала причиной задержки начала производства.
Дело в том, что тяжелые нефтяные остатки — извечная проблема для нефтепереработки.
Производители изощряются, чтобы взять от них побольше, тк и так дешевые продукты к тому же пользуются крайне низким спросом.
Из 6 возможных вариантов технологии ТАИФ-НК выбрал самый прибыльный и неоднозначный – Veba Combi Cracker (VCC).
Разработчик американская компания Kellogg Brown & Root, ныне - KBR.
Когда строительство было только в планах технология VCC в промышленных масштабах почти не использовалась, но потенциально обеспечивала исключительно высокую маржинальность.
Экономическая эффективность технологии VCC превосходила прибыль от традиционных методов нефтепереработки в 2-2,5 раза.
VCC обещала:
- обеспечить глубину переработки татарстанской нефти не ниже 90-95%.
- увеличить общую прибыльность НПЗ в 1,7-2 раза.
Что только подтверждают слова гендиректора ТАИФа-НК А. Шигабутдинова, который в 2019 г. заявил, что технология в подобного рода масштабах реализуется впервые в мире.
Но перспективы технологии впечатлили не всех.
Бывший гендиректор ТАИФ-НК А. Бабынин был категорически против выбора в пользу VCC и в 2011 г. покинул ТАИФ-НК, не желая участвовать в проекте.
В конце 2012 г. начались строительно-монтажные работы.
Как правило, срок строительства таких объектов, как КГПТО составляет не больше 3 лет.
Однако, проект столкнулся с трудностями со взаимопониманием с госструктурами.
- Ростехнадзор выдвигал претензии, что работы запущены без разрешения на строительство.
- Позже у ведомства возникли вопросы и к качеству оборудования, и к самим работникам.
В ноябре 2016 г. года при проведении работ по опрессовке на установке гидрокрекинга в результате утечки водорода случился взрыв, пострадали 5 человек.
Позже случались менее резонансные пожары, якобы происходивших на объектах КГПТО в 2018 и 2019 гг.
В июле 2021 г. глава Татнефтехиминвест-холдинг Р. Яруллин (координирует деятельность нефтехимических предприятий в Татарстане) докладывал, что КГПТО потребовался внезапный внеплановый ремонт в 2 квартале.
ТАИФ-НК уже в судебном порядке начал оспаривать предписание Ростехнадзора, где содержится всего 1 претензия: испытания установки в 2017 г. проведены не в полном объеме.
- В частности, не были достигнуты проектные значения по переработке основного сырья — гудрона — и не получена пробная партия керосина.
- Ростехнадзор требовал испытаний на предельной мощности, чтобы быть полностью уверенным, что что установка безопасна при всех режимах эксплуатации.
- ТАИФ-НК в свою очередь заявил, что такие требования за пределами компетенции ведомства.
- Компания ссылается на то, что если дозагружать установку, то потребуется увеличить для нее объем сырья, ослабив, а то и вовсе остановив на время завод бензинов.
- Хотя, даже при тестовой эксплуатации КГТПО ТАИФ-НК сообщил, что в 2020 г. даже на проектном сырье гудроне глубина переработки нефти и газового конденсата в целом по компании достигла 95%.
- В суде эти позиции в суде не были заявлены, но определенных договоренностей, видимо, удалось достичь.
Возникает вопрос: если перспективы такие многообещающие тогда почему ТАИФ-НК не вошел в сделку с СИБУРом?!
Напомним, в начале октября 2021 г. СИБУР завершил присоединение ТАИФ с принадлежащими ему нефтехимическими гигантами Казаньоргсинтез, Нижнекамскнефтехим и энергокомпанией ТГК-16.
Ответ - ТАИФ-НК непрофильный для СИБУРа актив.
ТАИФ-НК выпускает около 50 наименований продукции, в основном, дизельное топливо и прямогонный бензин, автомобильные бензины, сжиженные углеводородные газы (СУГ), топливо для реактивных двигателей и битумы.
Также, нежелание СИБУРа влезать в ТАИФ-НК может быть связано и с непростым положением, в котором находится предприятие.
За 10-летия работы никаких выдающихся результатов так и не было:
- глубина переработки нефти по итогам 2020 г. составила 81,5%,
- 2019 г. – 73,4%.
- средний для России показатель - 84,4%,
- ТАНЕКО Татнефти - 98,2%.