Интернет - портал
Маркет
Деловой Журнал
Пишем о технологиях, которые двигают отрасль
Повышаем продажи, продвигая бренд
Отражаем научный взгляд на энергетику будущего
вперед
Реклама. ООО «Нефтегаз.РУ интернэшнл» ИНН 7709872572
Реклама. ООО «Нефтегаз.РУ интернэшнл» ИНН 7709872572
Реклама. ООО «Нефтегаз.РУ интернэшнл» ИНН 7709872572

USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

3 мин
937

ТАИФ-НК разрешение на ввод комплекса в эксплуатацию

ТАИФ-НК получил разрешение на ввод комплекса в эксплуатацию

Спустя много лет ТАИФ-НК наконец-то сможет запустить свой комплекс КГПТО

Москва, 3 дек - ИА Neftegaz.RU. ТАИФ-НК наконец-то сможет запустить комплекс глубокой переработки тяжелых остатков нефти (КГПТО), который компания планировала ввести еще 6 лет назад.
Исполком Нижнекамского района Татарстана выдал нефтеперерабатывающему заводу разрешение на ввод в эксплуатацию.
Представитель администрации Нижнекамска сообщил, что разрешение на ввод КГПТО выдано в ноябре 2021 г.

ТАИФ-НК начал строить КГПТО осенью 2012 г., его стоимость на старте строительства оценивалась в 1,8 млрд долл. США.
Сейчас о стоимости уже не говорят, по последним данным, к концу 2020 г. в строительство было вложено свыше 110 млрд руб.
По данным администрации, в состав КГПТО входят 167 объектов на площади 1,6 га.
Ключевая установка гидрокрекинга мощностью 2,7 млн т/год гудрона и 700 тыс. т/год вакуумного газойля, вероятнее всего, стала причиной задержки начала производства.
Дело в том, что тяжелые нефтяные остатки — извечная проблема для нефтепереработки.
Производители изощряются, чтобы взять от них побольше, тк и так дешевые продукты к тому же пользуются крайне низким спросом.

Из 6 возможных вариантов технологии ТАИФ-НК выбрал самый прибыльный и неоднозначный – Veba Combi Cracker (VCC).
Разработчик американская компания Kellogg Brown & Root, ныне - KBR.
Когда строительство было только в планах технология VCC в промышленных масштабах почти не использовалась, но потенциально обеспечивала исключительно высокую маржинальность.
Экономическая эффективность технологии VCC превосходила прибыль от традиционных методов нефтепереработки в 2-2,5 раза.
VCC обещала:
  • обеспечить глубину переработки татарстанской нефти не ниже 90-95%.
  • увеличить общую прибыльность НПЗ в 1,7-2 раза.
ТАИФ-НК, наверное, остается почти единственным коммерческим эксплуатантом VCC.
Что только подтверждают слова гендиректора ТАИФа-НК А. Шигабутдинова, который в 2019 г. заявил, что технология в подобного рода масштабах реализуется впервые в мире.
Но перспективы технологии впечатлили не всех.
Бывший гендиректор ТАИФ-НК А. Бабынин был категорически против выбора в пользу VCC и в 2011 г. покинул ТАИФ-НК, не желая участвовать в проекте.

В конце 2012 г. начались строительно-монтажные работы.
Как правило, срок строительства таких объектов, как КГПТО составляет не больше 3 лет.
Однако, проект столкнулся с трудностями со взаимопониманием с госструктурами.
  • Ростехнадзор выдвигал претензии, что работы запущены без разрешения на строительство.
  • Позже у ведомства возникли вопросы и к качеству оборудования, и к самим работникам.
Комплекс был готов к вводу в эксплуатацию в 1м квартале 2016 г., но так и не запущен.
В ноябре 2016 г. года при проведении работ по опрессовке на установке гидрокрекинга в результате утечки водорода случился взрыв, пострадали 5 человек.
Позже случались менее резонансные пожары, якобы происходивших на объектах КГПТО в 2018 и 2019 гг.
В июле 2021 г. глава Татнефтехиминвест-холдинг Р. Яруллин (координирует деятельность нефтехимических предприятий в Татарстане) докладывал, что КГПТО потребовался внезапный внеплановый ремонт в 2 квартале.

ТАИФ-НК уже в судебном порядке начал оспаривать предписание Ростехнадзора, где содержится всего 1 претензия: испытания установки в 2017 г. проведены не в полном объеме.
  • В частности, не были достигнуты проектные значения по переработке основного сырья — гудрона — и не получена пробная партия керосина.
  • Ростехнадзор требовал испытаний на предельной мощности, чтобы быть полностью уверенным, что что установка безопасна при всех режимах эксплуатации.
  • ТАИФ-НК в свою очередь заявил, что такие требования за пределами компетенции ведомства.
  • Компания ссылается на то, что если дозагружать установку, то потребуется увеличить для нее объем сырья, ослабив, а то и вовсе остановив на время завод бензинов.
  • Хотя, даже при тестовой эксплуатации КГТПО ТАИФ-НК сообщил, что в 2020 г. даже на проектном сырье гудроне глубина переработки нефти и газового конденсата в целом по компании достигла 95%.
  • В суде эти позиции в суде не были заявлены, но определенных договоренностей, видимо, удалось достичь.
В октябре 2021 г., Ростехнадзор после судебных тяжб все же выдал заключение о соответствии КГПТО техническим требованиям, и тем самым узаконил его.

Возникает вопрос: если перспективы такие многообещающие тогда почему ТАИФ-НК не вошел в сделку с СИБУРом?!
Напомним, в начале октября 2021 г. СИБУР завершил присоединение ТАИФ с принадлежащими ему нефтехимическими гигантами Казаньоргсинтез, Нижнекамскнефтехим и энергокомпанией ТГК-16.
Ответ - ТАИФ-НК непрофильный для СИБУРа актив.
ТАИФ-НК выпускает около 50 наименований продукции, в основном, дизельное топливо и прямогонный бензин, автомобильные бензины, сжиженные углеводородные газы (СУГ), топливо для реактивных двигателей и битумы.
Также, нежелание СИБУРа влезать в ТАИФ-НК может быть связано и с непростым положением, в котором находится предприятие.
За 10-летия работы никаких выдающихся результатов так и не было:
  • глубина переработки нефти по итогам 2020 г. составила 81,5%,
  • 2019 г. – 73,4%.
Для сравнения:
  • средний для России показатель - 84,4%,
  • ТАНЕКО Татнефти - 98,2%.


Подпишитесь

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram