Нур-Султан, 8 июл - ИА Neftegaz.RU. Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Казахстана снизят выпуск светлых нефтепродуктов в июле 2019 г.из-за внеплановых ремонтов примерно на 15-20% к планируемому объему и будут вынуждены остановить едва начавшийся экспорт бензина.
По предварительной оценке, 3 действующих НПЗ республики могут сократить производство бензина на 70-80 тыс. т. к. дизтоплива - на 20-30 тыс. т. к прежнему плану.
Как рассчитывало Минэнерго Казахстана, выпуск бензина в июле 2019 г. на Павлодарском, Чимкентском и Атырауском НПЗ ожидался в объеме около 430 тыс. т, дизтоплива - 390 тыс. т.
3 действующие в Казахстане НПЗ должны были соответствовать стандартам Евро-4 и Евро-5 к 2015 г, когда в Европе должен был вступит в силу стандарт Евро-6.
Но только с 1 января 2018 г. , после завершения действия переходных положений технического регламента ЕЭК «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТР ТС 013/2011), позволяющих использовать топливо экологического класса К3, Казахстану удалось перейти на продажу в розницу бензина и дизтоплива, соответствующего экологическим классам К4 (Евро-4) и К5 (Евро-5).
Это потребовало модернизации всех казахстанских НПЗ в 2017 г:
- на Атырауском НПЗ был запущен главный энергоагрегат установки каталитического крекинга комплекса глубокой переработки нефти мощностью более 20 МВт.
- в конце июня 2017 г на Шымкентском НПЗ введена в эксплуатацию установка изомеризации легких бензиновых фракций с блоком предварительной гидроочистки сырья и получена 1я сертифицированная партия автобензина экологических классов К4 и К5.
- на Павлодарском НХЗ к концу июня 2017 г были завершены строительно-монтажные работы на комбинированной установке производства серы и установке изомеризации и сплиттера нафты, включая 2 резервуара хранения компонента высокооктанового бензина общей емкостью 10 тыс м3 и автоматическую станцию смешения бензина мощностью 2091 тыс т/год.
Не всегда новое оборудование работает штатно.По информации источников на Павлодарском НПЗ 4 июля 2019 г. произошла авария на одной из установок комплекса глубокой переработки мазута, в состав которого входит установка каталитического крекинга.
Мазут, как гудрон и тяжелый газойль каткрекинга, относятся к тяжелым нефтяным остаткам. Вторичные процессы переработки тяжелых нефтяных фракций позволяют увеличить выход светлых нефтепродуктов.
Ремонт установки займет предположительно около 10 дней.
Чимкентский НПЗ с 6 по 9 июля 2019 г. остановит на ремонт установку каталитического риформинга. По -простому, крекинг увеличивает глубину переработки, а риформинг - качество нефтепродуктов.
Атырауский НПЗ встал на ремонт раньше запланированного срока, так и не починив установку каталитического риформинга.
Выпуск бензина на Павлодарском НПЗ 4 июля 2019 г. упал до 2.8 тыс. т/сутки с 4,3 тыс.т в начале недели, на Атырауском НПЗ - составляет около 1,7 тыс. т против 4,8 тыс. т неделей назад.
Эксперты на рынке Казахстана уверены, что дефицита топлива не будет, но запасов всех нефтепродуктов значительно поубавится.
По состоянию на 5 июля 2019 г. в нефтехранилищах Казахстана находилось 210,3 тыс. т бензина, 191,8 тыс. т летнего дизтоплива и 49, 6 тыс. т авиакеросина.
Потребление бензина в Казахстане в июле 2018 г. составляло 349 тыс. т, летнего дизтоплива - 422 тыс. т.
Внеплановые ремонты на НПЗ заставили Казахстан отказаться от экспорта бензина, который едва успел открыться в июне 2019 г.
Экспорт приостановили, пока на июль 2019 г., возможно он не возобновится и в августе 2019 г.
Нужно успеть устранить все неполадки и снова накопить необходимый запас нефтепродуктов.
Пока никаких официальных документов об отмене экспорта нет, однако Таджикистан вновь вернулся к закупкам российского топлива и не ожидает в июле 2019 г. поставок из Казахстана.
Казахстан планировал экспортировать в июне 2019 г. порядка 90 тыс. т бензина, но по факту вывез только около 5 тыс. т в Афганистан и Таджикистан.
Экспорт в июле 2019 г планировался в объеме 30 тыс. т
В июле Казахстан также планировал открыть экспорт в Киргизию.
Объем экспорта составит 600 тыс. т/год бензина из которых 200 тыс. т планировалось поставить в Киргизию.
Ранее в качестве основных рынков сбыта бензина Казахстан рассматривал страны Средней Азии и Афганистан.
Однако в последнее время активизировались переговоры о поставках бензина с Белоруссией.
Скорее всего ремонт на НПЗ помешает этим планам.
Автор: Д. Савосин, О. Бахтина