«6-кластерный план развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года», разработанный в целях выполнения поручения Правительства РФ по итогам совещания у Председателя Правительства РФ В.В. Путина в Нижнем Новгороде (протокол от 13.09.2010, протокол от 24.03.2011), получил развитие.
Очевидно было, что План, определяющий основную стратегию развития газо- и нефтехимической отрасли на ближайшие двадцать лет, наметил основные ориентиры. Теперь пришло время конкретизировать, уточнить и подробнее описать пути и векторы реализации этого Плана.
О проводимой в рамках этого работе вскользь упоминал замдиректора департамента переработки нефти Минэнерго РФ А.Килячков на 10-й Юбилейной конференции RPTS-11 по технологиям нефтехимии в Лотте – отеле.
Скорее – это 2-я редакция 6-кластерного плана.
Почему рабочая группа назвала документ «2-й этап…» не совсем понятно.
План был разработан в целях выполнения поручения Правительства РФ по итогам совещания у Председателя Правительства РФ В.В. Путина в Нижнем Новгороде (протокол от 13.09.2010, протокол от 24.03.2011).
«2-й этап…» содержит уточненный общий план развития нефтегазохимии по ключевым инвестиционным проектам, актуализированную программу размещения нефтегазохимических мощностей по шести нефтегазохимическим кластерам, включающую проекты трубопроводного транспорта, проекты по модернизации действующих и строительству новых мощностей по первичной (пиролиз) и дальнейшей переработке сырья, а также мероприятия по научному и образовательному сопровождению развития отрасли.
Не дожидаясь указаний власти, крупный бизнес и администрации регионов совместно с зарубежными компаниями начали внедрять проекты нефтехимии.
Роснефть планирует построить НХЗ на Дальнем Востоке.
Башкирия и Татарстан планируют обновить идею создания нефтехимического кластера. Правда для этого придется пролоббировать идею восстановлению разрушенного аварией в 1989 г ШФЛУ -провода.
СИБУР и НИжегородская область также планируют создать кластер.
Государство должно создать условия для научного развития нефтехимии и внедрению новых техпроцессов на этой основе.
«Умные» полимеры,фундаментальные проблемы переработки расплавов полимеров с использованием нанотехнологий, мембранные технологии и многое другое.
Перечень задач, решение которых может существенно повысить конкурентность и эффективность нефтехимии , можно перечислять долго.
Реализация документа позволит максимально эффективно использовать легкое углеводородное сырье в России. План предусматривает рост внутреннего спроса на нефтегазохимическую продукцию, повышение конкурентоспособности российской нефтегазохимической продукции глубоких переделов и эффективное использование увеличивающихся объемов сырья.
Благодаря вводу новых современных мощностей Россия более чем в два раза увеличит свою долю в мировом производстве мономеров (с 2,4% до 5,6%). Это - важно, потому что без наращивания производственных мощностей в России наступит дефицит мономеров.
В абсолютных цифрах суммарное производство этилена в России может возрасти с 2,4 млн. т в 2010 году до 14,2 млн. т к 2030 году.
Ожидается также существенный рост экспорта полимеров из России, который к 2030 году будет составлять ориентировочно 5 млн. т в год.
Конкуренция на рынке нефтехимии будет только возрастать.
Вновь созданная Д.Фирташом украинская нефтехимическая «империя» за полгода сумела «отвоевать» у России 30% на Украине.
По оценкам Минэнерго России, уточненный социально-экономический эффект от реализации всех заявленных в Плане инвестиционных проектов суммарно по кластерам с учетом развития смежных отраслей значителен.
Ежегодный вклад в ВВП может составить 895 млрд. руб., среднегодовой объем налоговых поступлений – более 69 млрд. руб. (без учета налоговых каникул), будет создано 80 тыс. новых рабочих мест.
Документ «2-й этап …» уже передан на рассмотрение на Заседании Правительства РФ.