Главный технолог Московского НПЗ С.Кузнецов отметил, что Омская катализаторная фабрика (Газпром нефть) при осуществлении модернизации и расширении производства, способна удовлетворить спрос российского рынка на катализаторы каталитического крекинга для отрасли нефтепереработки.
С апреля 2014 г Омская катализаторная фабрика полностью закрывает потребности Московского и Омского НПЗ.
Газпром нефть планирует провести реконструкцию катализаторной фабрики, улучшить качество продукции и приступить к выпуску усовершенствованной марки катализатора каталитического крекинга уже во втором квартале 2016 г.
У Омска, по данным С.Кузнецова, амбициозные цели – сделать крупное катализаторное производство, ориентированное на выпуск катализаторов для различных процессов нефтепереработки.
По катализаторам гидроочистки особых технологических сложностей нет.
В России такие катализаторы производились раньше. Отечественные катализаторы гидроочистки были не хуже импортных.
В научных институтах есть разработки, которые можно постепенно внедрять в производство.
А вот катализаторы гидрокрекинга в стране в промышленных объемах не выпускаются.
Все существующие установки гидрокрекинга работают исключительно на импортных катализаторах.
Для процесса изомеризации в России уже разработаны высокоэффективные катализаторы.
Например, на Омском НПЗ применяется отечественная технология и отечественный катализатор.
По твердокислотному алкилированию Газпром нефть ведет разработки.
Совместно с Институтом нефтехимического синтеза им. А.Топчиева РАН идет строительство пилотной установки в Электрогорске (Московская область).
В 2016 г планируется запуск.
Появится возможность получить исходные данные для выполнения базового проекта промышленной установки.
Это будет прецедент для международного сообщества.
Катализаторы риформинга в России также производятся.
И часть компаний используют именно отечественную продукцию.
К примеру, по содержанию каталитически активных драгметаллов, в первую очередь платины, отличий не просматривается.
Зачем нефтепереработке импортозамещение?
Поставки катализаторов продолжаются в условиях сложной политической обстановки.
Но, если теоретически поставки прекратятся, нефтепереработка столкнется со сложностями.
При таком сценарии России придется производить собственные катализаторы, которые в ближайшей перспективе не смогут полностью соответствовать импортным, что повлияет на качество продукции, затраты и операционные показатели производителей топлива.
Тем не менее специалисты Института катализа отмечают, что обладают необходимой базой, институт способен выпускать сотни кг катализатора.
Однако это все, что возможно сделать при действующих мощностях и финансировании.
Внедрением разработок в промышленное производство должны заниматься заинтересованные стороны.
А заводы, которые потенциально могут взять научную разработку и запустить ее в производство, не могут идти на риск.
Эта задача должна решаться на уровне компаний.
В международной практике распространена система, при которой проработкой текущих вопросов производства занимается сама компания и входящая в нее структура НИОКРа.
Аналогичная система уже функционирует в Газпром нефти.
Совместными усилиями обрабатываются запросы, моделируются возможные результаты и просчитываются затраты. Неэффективные с финансовой точки зрения проекты исключаются.
В Shell, к примеру, раз в несколько лет проходят круглые столы, где оцениваются новые проекты.
Если проект компании интересен, но требует больших затрат, его либо продают, либо реализовывают совместно с партнерами.
Любая крупная компания должна работать по такому же принципу.
Если НИОКР приносит прибыль, значит, нужно в него инвестировать.
Если говорить об интеграции научных разработок в промышленности, то нужно учитывать, что перед запуском в крупнотоннажное производство любой продукт проходит «обкатку» на опытно-промышленных установках, стоимость которых часто исчисляется миллионами долларов. Однако не все могут позволить закупать подобное оборудование.
Скорее всего, потребуется либо паевое участие компании, либо строительство единого испытательного центра регионального или федерального значения.
В ближайшей перспективе модернизация нефтеперерабатывающих предприятий продолжится.
Будут строиться новые мощности, заключаться лицензионные соглашения, скорее всего, с иностранными компаниями, которые предпочитают работать с зарубежными материалами.
О модернизации Московского НПЗ
Пока на Московском НПЗ достаточно низкая глубина переработки – 72-75%.
Выпускается мазут в большом количестве, который нужно превратить в более маржинальные продукты.
Цель НПЗ увеличение глубины переработки.
В перспективе у нас намечено строительство комбинированной установки переработки нефти Евро+.
С ее вводом в эксплуатацию глубина переработки не вырастет, но будет демонтирован достаточно большой куст устаревших установок, так называемое «малое технологическое кольцо».
Поскольку установка будет одна, то снизятся потери, выбросы, уменьшится санитарно-защитная зона, что является большим плюсом для города.
Это шестимиллионная установка первичной переработки ЭЛОУ-АВТ-6, установка каталитического риформинга на 1 млн т в год с непрерывной регенерацией катализатора, установка гидроочистки дизельной фракции на 2 млн т в год с блоком деизопарафинизации и новая газофракционирующая установка.
Основная цель проекта – обновить фонды и вывести предприятие на проектные мощности в 12 млн т в год по сырой нефти.
Сейчас переработка составляет 11 млн т в год.
В перспективе вырастут объемы производства бензина на 300-350 тыс т в год.
В 2020 г мы намерены начать строительство гидрокрекинга вакуумного газойля.
Далее намечен запуск установки флексикокинга.
С вводом этих объектов в эксплуатацию мы сможем полностью отказаться от производства мазута, нарастить глубину переработки до 98%.
Комбинированную установку планируем запустить в 2018 г, сейчас реализуется нулевой цикл строительства.
Остальные объекты будут введены после 2020 г.