Топливный кризис в Казахстане удалось купировать и это уже стало поводом для шуток на министерском уровне.
24 ноября 2017 г в ходе интервью министр энергетики Республики Казахстан К. Бозумбаев рассказал анекдот о повышении цен на бензин.
«Министр энергетики вызывает к себе своего зама и говорит ему: «Ты понимаешь, почему цена на бензин поднялась?»
Тот отвечает: «Потому что себестоимость поднялась, из России импортировали и так далее».
А министр ему: «Объяснить я и сам могу. Я понять не могу», пошутил К. Бозумбаев.
К. Бозумбаев пояснил, что шутки по поводу цен на бензин происходят из народа, который воспринимает ситуацию с юмором.
Действительно, самый сложный момент на топливном рынке Казахстана уже позади.
Дефицит бензина, который сложился в сентябре 2017 г, удалось компенсировать, Минэнерго Казахстана стабилизировало ситуацию в октябре 2017 г.
Недостающие потребности Казахстан закроет поставками из России, а остальные проблемы будут решаться совместно с КазМунайГазом.
А ведь еще пару недель назад в Казахстане было не до шуток.
Дефицит топлива возник из-за остановки на ремонт всех 3 казахстанских нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Ощущалась нехватка бензина АИ-92, АИ-95 и дизельного топлива.
Чтобы компенсировать нехватку бензина АИ-92, его начали активно производить все НПЗ Казахстана в ущерб бензину АИ-95.
В итоге сложился дефицит и по бензину АИ-95.
В результате Казахстан принял решение о закупке 100 тыс т бензина в России.
Также возник дефицит и по дизельному топливу, из России в связи с этим в ноябре 2017 г импортировано 90 тыс т.
Параллельно Казахстан предпринимает попытки справиться собственными силами.
Выпуск бензина в Казахстане в январе-октябре 2017 г вырос на 7,1% и составил 2,6 млн т.
Последовали и кадровые решения - своей должности лишился гендиректор Павлодарского НХЗ Ш. Данбай.
Это сказалось и на России.
В середине ноября 2017 г цена на основные марки бензина АИ-92 и АИ-95 выросла до рекордных значений.
В качестве причин, среди прочего, называлась и необходимость экспорта бензина в Казахстан.